Людям в зеленых фуражках посвящается...

Ответить
Аватара пользователя
pogranec
Администратор
Сообщения: 3389
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 10:38
место службы: Республика Беларусь
Дата призыва и окончания службы: 28 мая по н/с
Контактная информация:

Людям в зеленых фуражках посвящается...

Сообщение pogranec »

Автор: бывший пограничник ОКПП «Брест» ст. прапорщик в отставке Александр КОЛЕСОВ
28 мая у бывших и сегодняшних пограничников праздник… Поэтому, если в этот день вы вдруг увидите парней в цивильном, но в зеленых фуражках, не удивляйтесь.

Возлагать цветы к мемориалам, бродить по улицам и городскому парку, петь свои песни будут те, кто ходил когда-то «по последним метрам земли нашей родины». Для многих из них той страны, чьи границы они охраняли, давно уже нет, но сегодня есть новое государство - Беларусь, на страже рубежей которой нужно стоять ничуть не менее бдительно.

Есть, конечно, что вспомнить многим ребятам в этот праздничный день. Ибо у каждого пограничника отложилось в памяти что-то свое, личное, навсегда связанное с непростой службой на границе, будь то на заставе, в комендатуре или пункте пропуска.

Я начинал срочную службу на ОКПП «Брест» простым сержантом - контролером, а заканчивал здесь же через четверть века старшим прапорщиком. Разве забудешь все то, что довелось увидеть и пережить за все прослуженные годы.

Никогда не забудется то, когда мой наряд сумел «рассекретить» на «Варшавском мосту» контрабандные рейсы техперсонала знаменитого в 70-80-е годы польского певца Чеслава Немана… Зачастил тогда неприметный «бусик» со звукоусилительной аппаратурой транзитом в скандинавские страны через Советский Союз. А транзит-то этот проходил по знаменитому Золотому кольцу России, по тем городам и весям, где свободно можно было побаловаться в то время дорогим золотишком да старинной церковной утварью, которую сбывали местные контрабандисты за американские доллары. Вот и решил наш погранотряд совместно с таможней более тщательно проверить, что возят наши польские соседи. Вскрыли все, вплоть до звукоусилительных колонок, каждая из которых была чуть ли не в рост с человека. Ну и нашли внутри между связками проводов и динамиками сверток, обернутый черной плотной бумагой. Развернули и увидели в нем пачку денег (20 тыс. американских долларов), массивный серебряный крест весом 1,5 кило и несколько кусочков серебристого металла, которые оказались платиной. Досмотрели и кабину автомобиля, где за рулевой колонкой в связке электропроводов висел золотой перстень с бриллиантами, на котором сохранился магазинный ценник - более 4 тыс. советских рублей.

Надо было видеть лица техперсонала после этого. Их чуть Кондратий не хватил. Все найденное в машине, в том числе и автомобиль, как средство провоза контрабанды, было конфисковано в доход советского государства. После этого данный техперсонал польского певца на брестской границе никогда не появлялся. Как и вьетнамец, ехавший за границу на поезде Москва - Шверин.

Поезд этот был предназначен тогда сугубо для перевозок советских военнослужащих и членов их семей, находящихся в ГСВГ. По всем канонам этот иностранец в данный поезд попасть никак не мог, а ведь как-то попал… Ну и напал на меня, ветерана подразделения ОПК и профессионала контролерского дела. Не хвалюсь, но скажу вам честно, что ближе к пенсии становишься действительно профессионалом своего дела. Кстати, только начал проверять в вагоне паспорта у пассажиров, как в вагоне пропало освещение. А за окнами вагона - темная ночь, перрон, вокзал и «колейка», уходящая на запад. Пришлось воспользоваться электрическим фонариком, лежавшим в моем служебном портфеле, который за все отслуженные годы меня никогда не подводил.

После проверки паспортов и их раздачи пассажирам вагона решил более тщательно осмотреть купе, в котором ехал вьетнамец. Можно сказать, перевернул все что мог в купе: подушки, одеяла, матрацы, полки спальные - ничего нет. Глянул на иностранца, тихо стоявшего в коридоре напротив купе, а на нем лица нет… Ну, думаю, что-то в купе спрятанное есть. Все пересмотрел же - везде пусто. Осталось осмотреть одно место - под отопительной батареей, накрытой металлическим кожухом. Посветил туда фонариком - ничего не просматривается. Пришлось снимать этот кожух. Снял, глянул, а на батарее 2 черных мужских носка и запах хоть нос зажимай. Мы-то, контролеры границы, к этому всему привыкшие, выдержал и я. Спрашиваю у пассажиров купе: «Чьи носки?» А в ответ тишина…

Вижу, как лоб вьетнамца покрылся плотной испариной, хотя в вагоне-то не жара. Спрашиваю у него: «Твои?» Тот качает головой, мол, нет, не мои. Начал доставать из-под трубы эти носки, а они ни в какую, словно приклеены чем-то, ни вправо, ни влево… Пришлось воспользоваться кочергой для титана, что есть у проводника в каждом вагоне. Еле-еле вытянул те носки оттуда. Увесистыми очень оказались. О находке тут же доложил старшему офицеру. Все присутствовавшие в наряде пограничники сбежались в вагон, чтобы посмотреть на мою находку. Долго разматывали скотч и бумагу, потом изоленту и целлофан, как вдруг заблестело в купе, словно свет включился. Оказалось, что в носках-то были спрятаны золотые украшения, которые в пересчете на таможне потянули аж на 70 тыс. советских рублей.

Сколько же на такие деньги можно было бы купить советских «Жигулей» в то время, если машина стоила 6 тыс. рублей? Правильно, много… Сотрудник таможни на сей счет пошутил: «Да, здесь бы одного носка хватило до конца жизни…»

Понял в тот момент я одно: пособниками-то того желтолицего оказались сами московские проводники, посадив его в вагон с нарушением правил провоза, как и отключенное освещение в вагоне, чтобы я ничего не нашел во время досмотра… Да ладно, Бог им судья…

А разве забудешь своего первого нарушителя границы после развала Советского Союза? Им оказался латиноамериканский студент, проживавший в то время в Питере. Ему очень хотелось выехать на Запад. А как выедешь туда по своему национальному паспорту без разрешения посольства? Никак… Вот и решил он купить наш советский серпастый и молоткастый паспорт у местных мошенников, приложив к нему польский ваучер туриста.

Все так ехали в то время. Но он не проехал… Вовремя заговорил со мной на ломанном русском языке, и я понял, что передо мной не наш человек… После этого случая пошла череда подобных задержаний по советским паспортам иностранных студентов, обучающихся в России и выезжающих на поездах за границу на ст. Брест-Центральный.

Много чего интересного было в нашей службе в те годы, а вот радости и удовлетворения… Стыдно было за страну, ее народ, рвущийся за кордон любыми способами, даже с помощью различных нарушений. А вот благодарности за подобные подвиги пограничнику никакой…

Единственное, что запомнилось, как ребят со срочной службы домой провожали: прощальный ужин, небольшой концерт силами своего подразделения, шутки-прибаутки, обмен адресами и сувенирами со старослужащими и, главное, наказы для молодых пограничников… А потом последние аккорды баяна ротного игралы и знаменитый прощальный марш «Славянки» от казармы до нарядного автобуса, что повез дембелей на вокзал, к поездам под зычное «Зеленым фуражкам - слава, слава, слава!»

Чувствовалось, что здесь единая пограничная семья… Разве такое забудется? Видимо, нет, до конца жизни. Офицеров и прапорщиков порой так на заслуженный отдых не отравляли при «новой Беларуси», боясь сказать людям за тяжелый и самоотверженный труд обычное человеческое спасибо. И это не забудется, оставив в душе некий «зарубок» черствости отдельных командиров…
"Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались сутками, неделями... Из 485 западных застав, ни одна не отошла без приказа... Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что война продлится еще 1414 дней. Павшие в июне сорок первого пограничники не могли услышать залпов Победы. Родина салютовала тем, кто шел к великой победе... и тем кто сделал к ней первой шаг..."
Ответить

Вернуться в «вч/2187»