Страница 1 из 1

Между двумя берегами...

Добавлено: 04 июл 2018, 10:08
Дмитрий 1242
ПОГРАНИЧНАЯ комендатура «Лоев» стоит на страже водного рубежа с Украиной уже почти 20 лет. За долгое время здесь выработался свой особый уклад несения службы. Немудрено: бойцы патрулируют кордон не на автомобилях или мотоциклах, а на лодках и катерах. Этот фактор накладывает и еще один отпечаток на жизнь местных защитников страны: непривычные для Беларуси морские звания для здешних солдат — норма.

Изображение

ИСТОРИЯ комендатуры началась на стыке двух тысячелетий: летом 1999 года в городском поселке Лоев создана группа пограничных катеров, она вошла в состав Гомельского погранотряда. Уже зимой бойцы подразделения впервые заступили на патрулирование водного белорусского государственного рубежа. За это время несколько раз менялось название, но задачи оставались прежними: надежная защита вверенного участка территории, пресечение каналов незаконной миграции и наркотрафика, борьба с контрабандой через большую акваторию Днепра и его притоков.

Сегодня комендатура охраняет государственную границу в Лоевском, Брагинском и Хойникском районах. На вверенной территории – а это около 220 километров по земле и воде – функционируют несколько застав, которые несут службу круглосуточно. Мое дежурство пройдет вместе с пограничниками заставы «Лоев». Отправная точка на патрулирование — стоянка катеров отделения береговой охраны.

Изображение

В ангарах и на пристани здесь хранится почти 20 единиц водной техники комендатуры. Есть время разглядеть ее поближе. Первое, что бросается в глаза, — катер на воздушной подушке с двумя огромными турбинами на корме.

— Название этого красавца – «Гепард», — замечает мой интерес начальник отделения береговой охраны капитан-лейтенант Олег Выгляд. – Он может перевозить до пяти человек на борту на скорости около 65 километров в час. Способен передвигаться как по воде, так и по суше. В общем, мощная машина.

Олег Дмитриевич служит в пограничной комендатуре со дня ее основания, поэтому о каждой лодке может рассказать «от» и «до». Выясняю у офицера, что на вооружении подразделения находится водная техника российского, белорусского и итальянского производства.
Некоторые модели, например катера проекта «Дозор», могут брать на борт 12 человек, разгоняться до 80 километров в час и проходить при этом около 400 километров пути. А максимальная скорость плавсредств на воздушных подушках и вовсе составляет 110 километров в час на льду!

Раньше катера и лодки водили военнослужащие срочной службы, однако со временем техника стала сложнее, соответственно, увеличилось время на ее освоение. Поэтому несколько лет назад управлять водным транспортом стали поручать лишь контрактникам.

— Тех, кто специально пересекает кордон вне установленных мест, у нас практически не встречается, — объясняет командир судна Александр Лысенок, — а простых людей, заплывших к нам случайно, хватает, потому что сам государственный рубеж проходит по фарватеру Днепра. Но больше всего нарушителей в сфере режима посещения пограничной полосы.

Для ее посещения, добавляет мичман, необходимо иметь пропуск и четко соблюдать правила пребывания. Однако не все местные жители прислушиваются к закону: некоторые выходят на ночную рыбалку (находиться в этой полосе можно только в светлое время суток. – Прим.
авт.) либо просто забывают взять с собой паспорт. За первое такое нарушение наказание будет незначительным, однако если совершить его дважды в течение года, то можно получить и до 100 базовых величин штрафа.

А что с контрабандой?

Мичман Олег Снежко поясняет: водный участок на белорусско-украинском рубеже уже давно не пользуется спросом у желающих незаконно перевезти товар по нескольким причинам. Во-первых, любая попытка нелегального провоза товара будет пресечена пограничниками. Даже если таковых нет поблизости, им обязательно сообщат о подозрительных махинациях на границе местные жители, состоящие в добровольной дружине. Во-вторых, в Украине и Беларуси нет такой разницы в ценах, как в Польше и Литве, поэтому разбогатеть не получится.

В ЧЕТЫРЕХ километрах выше по течению от Лоева замечаем, как молодой человек выходит на небольшой надувной лодке. На просьбу остановиться Дмитрий реагирует спокойно и адекватно. Говорит, что понимает специфику местности. Командир судна Александр Лысенок проверяет паспорт и пропуск — никаких вопросов не возникает.

Проходим еще не больше полукилометра вниз по течению, а после разворачиваемся в обратную сторону. В чем дело, интересуюсь у рядовых. Те отвечают: маршрут патрулирования местности должен быть максимально непредсказуем для людей, которые могут наблюдать за нашим движением. Так повышается эффективность работы. Уже через 15 минут движения по разлившемуся Днепру оказываемся у небольшой украинской деревушки Каменка.
Замечаю двух людей, которые сидят на том берегу реки и рыбачат. Будем ли мы проверять документы у них? Александр Лысенок отвечает:

— Это уже украинская территория. У нас нет оснований заходить туда. Вот если бы эти двое двигались с берега на берег, то тогда да, без вопросов их бы преследовали.

Долго размышлять о тонкостях законодательства не приходится – примерно в километре от деревни замечаем надувную лодку. Двое парней ведут себя подозрительно, то и дело оглядываются по сторонам. Заприметив катер пограничников, начинают ускоряться. Но бесполезно: не прошло и минуты, как мы настигли лодку. На стандартные вопросы военнослужащих молодые люди отвечают расплывчато и неуверенно. Уже очень скоро мичман
Олег Снежко выясняет, в чем дело:

— У них нет пропусков, а в лодке лежат сухие сети. Видимо, только вышли на промысел.

Их задержали и высадили на белорусском берегу, куда чуть позже прибыла машина из комендатуры, чтобы доставить нарушителей на заставу. А об орудиях незаконного рыбного лова сообщили в местную межрайонную инспекцию по охране природного и растительного мира. Теперь горе-рыбакам светит двойное наказание за нарушение пограничного режима и браконьерство.

— Проблема браконьерства в пограничных территориях не снимается, — подводит итоги нашего дежурства командир судна Александр Лысенок. – Видимо, люди считают, что госинспекторы сюда просто не доезжают. Однако пограничники дежурят на Днепре и его притоках круглосуточно и готовы молниеносно прибыть в любую точку вверенной им территории.

После трехчасового патрулирования акватории Днепра возвращаемся на пристань. Здесь нас сменяет следующий пограничный наряд, который так же, как и мы, будет охранять спокойствие лоевчан и всех граждан страны.

Комендант пограничной комендатуры «Лоев» майор Дмитрий РАДЧЕНКО:

— Пограничная служба сама по себе особенная. А здесь государственный рубеж проходит по реке, благодаря этому она еще более уникальная. Поэтому кандидатов в наши ряды среди будущих солдат срочной службы мы отбираем самым тщательным образом. Человек должен быть
физически подготовленным, обладать развитым интеллектом. Нужно досконально знать вверенный для дежурства участок, потому что граница только на бумаге, она никак не обозначена.

Изображение