Как перекрываются контрабандные каналы...

Ответить
Аватара пользователя
pogranec
Администратор
Сообщения: 3389
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 10:38
место службы: Республика Беларусь
Дата призыва и окончания службы: 28 мая по н/с
Контактная информация:

Как перекрываются контрабандные каналы...

Сообщение pogranec »

Как перекрываются контрабандные каналы.
02.03.2011



Почти 90-километровый участок государственной границы с Украиной, на котором вахту несет отдел пограничной службы “Малорита” Брестской погрангруппы, сегодня, пожалуй, один из самых беспокойных. Сводки с южного форпоста о задержании нелегально перемещаемых грузов обновляются чуть ли не каждый день.

Беспокойное начало века

Есть тут своя специфика. Как известно, государственная граница с Украиной не демаркирована — рубеж проходит по административным границам белорусских и украинских районов, очерченным еще при Советском Союзе. И на местности она обозначена не контрольно-следовой полосой да “колючкой”, а всего лишь соответствующими информационными указателями. Тем и привлекательна для жаждущих легкой наживы.
...Целую неделю отдел проводил режимные мероприятия. Ребята устали, уже хотелось домой. И тут у деревни Отчин глухой ночью “секрет” обнаружил четыре легковых автомобиля, направлявшихся в Украину. Пограничники решили дать им уйти, поскольку на все сто были уверены: вернутся с грузом. И не ошиблись. В предрассветных сумерках показались знакомые силуэты. Первая легковушка через границу проскочила пустой. “Разведчик” покрутился на дороге и дал отмашку остальным. Остальные с нелегальным грузом “на борту” следовали прямехонько в руки доблестных пограничников. Задержать их оставалось делом техники. На дороге раскинута лента с шипами — шины первого автомобиля-нарушителя в клочья. Второй прижат к обочине. Третий попытался уйти по распаханному полю, да не тут-то было. Команда нелегально везла из соседней страны около трех тонн спирта в канистрах. Это задержание стало первым для старшего пограничного наряда Сергея Андрейчука. Шел 2000 год.
— Начало двухтысячных было отмечено и повышенной активностью нелегальных мигрантов, — рассказывает теперь уже заместитель командира отдела пограничной службы “Малорита” майор Андрейчук, — лица преимущественно афро-азиатских стран усиленно штурмовали границы Европейского союза. Китай, Иран, Сингапур покидало местное население в поисках лучшей жизни. В те времена незаконно пересекать украинско-европейскую границу было гораздо проще, чем белорусско-польскую, оснащенную сигнализационной системой защиты, от которой отказались украинцы.
Прочувствовав момент, нелегалы разными путями добирались в Минск, потом в Брест, дальше на юг, к участку, вверенному малоритским пограничникам. Правда, желанная Европа для них так и заканчивалась на белорусской стороне. За год здесь задерживали десятки нелегалов. Позже Евросоюз обратил внимание на зыбкость украинско-европейских рубежей и потребовал поднять их защиту на должный уровень. После долгого перерыва только в 2009 году границу под Малоритой рискнули пересечь четверо афро-азиатских мигрантов. Попытка не удалась. Задержали и двух перевозчиков, которые были привлечены к уголовной ответственности.

Индикатор конъюнктуры рынка

Не будет преувеличением сказать, что граница сегодня — это своего рода индикатор конъюнктуры потребительского рынка. Растет ли спрос, колеблются ли цены на тот или иной товар — растет контрабанда. Сегодня ввозимый из Украины нелегальный груз чаще всего представлен дешевым китайским ширпотребом — куртки, джинсы, белье, носки. Везут также традиционно сигареты, алкоголь. Одно время была “мода” на дорогую бытовую технику — приобретали ее в Польше, переправляли в Украину, затем к нам. Неплохой получался навар.
В последнее время из Украины в обход пограничных постов пытаются провезти мясо — вырезку, туши: сказывается мировой продовольственный кризис. В автомобильных багажниках и прицепах, на гужевых повозках задерживаются партии в несколько тонн, которые транзитом направлялись на Москву, Санкт-Петербург.
— Подобная контрабандная деятельность — бизнес интернациональный, — рассказывает Сергей Андрейчук. — Для того чтобы наладить работу контрабандного канала, две стороны злоумышленников — украинская и бело-русская — вместе детально обсуждают организационные моменты, четко распределяют между собой круг обязанностей и слаженно, рука об руку начинают действовать.

И в засаде, и на складе

Чтобы задержать нарушителей государственной границы, порой приходится многие часы проводить, затаившись в секрете, не обращая внимание на атакующих комаров, холодный дождь или колючие морозы, порой приходится не только открывать стрельбу по колесам пытающегося скрыться авто, но и рисковать жизнью, преследуя злоумышленника.
...Подозрительный джип преследовали от самой границы. У населенного пункта старший наряда прапорщик Сергей Мельник принимает решение прижать нарушителя к обочине. На полном ходу контрабандист въезжает в пограничный уазик, и тот переворачивается. К счастью, ребята отделались ушибами. В джипе перевозились рулоны ткани на миллионы рублей.
Обычным делом в приграничных деревеньках и на хуторах, а то и просто среди леса стали склады, в которых, как на перевалочной базе, своего часа дожидается самый разный товар — одежда, обувь, ткани, алкоголь, церковная литература, мед. Даже если у такого сарайчика обнаруживается хозяин — как правило, от всякого отношения к обнаруженным вещам он открещивается. Тонны “ничейного” контрабандного имущества отправляются на склад Брестской таможни и обращаются в доход государства.
Так называемая зеленая граница, то есть лес — поле деятельности мобильной заставы. Здесь, в обход пунктов пропуска, чаще всего и пытаются проскочить контрабандисты.

Видеть насквозь

В трех пунктах пропуска — самом оживленном “Мокраны”, через который в летние дни следует до 400 машин, межгосударственном “Олтуш” и железнодорожном “Хотислав” — несут службу контролеры. В каждом пункте пропуска есть и специальная литература, и технологические схемы транспортных средств, и приборы, с помощью которых можно досмотреть скрытые ниши. В каждой смене работает кинолог с собакой. Опытный контролер при первом взгляде на транспортное средство определяет, куда необходимо заглянуть, в каких укромных местах может быть спрятан нелегальный груз.
Таким образом в рейсовом автобусе в 2008 году была обнаружена партия оружия. Предприниматель из Санкт-Петербурга вез нелегально пистолеты, гранатометы, которые закупил в Украине. Россиянин нашел общий язык с водителем автобуса, оружие спрятали в полостях корпуса. Как позже выяснили специалисты, изъятые предметы были муляжами, один к одному похожими на настоящие. И вез их предприниматель якобы для съемок фильма...
Хотя дежурство в пунктах пропуска несут, как правило, люди опытные, процесс обучения сотрудников идет постоянно в школе прапорщиков на занятиях по профессионально-должностной подготовке. Непрерывная подготовка, совершенствование навыков очень важны, ведь с не меньшим старанием новые технологии осваивают и контрабандисты.
К примеру, года четыре назад нарушений, связанных с перегрузкой товара на границе, еще не встречалось. Сейчас в этой схеме все продумывается и отрабатывается до мелочей: с каждой стороны, в тех местах, где предполагается перегружать товар, выставляются “разведчики”, которые по мобильным телефонам докладывают обстановку на нелегальной тропе.
А в прошлом году в качестве транзитного транспорта злоумышленники ухитрились использовать даже машину Малоритского ЖКХ, которая вывозила мусорные баки с прилегающей к пункту пропуска территории. В этих баках и переправлялись сумки с вещами — дорогими кожаными и меховыми изделиями. От бдительного ока стражей границы контрабандистам уйти не удалось.

К слову
По итогам 2009 года работа отдела пограничной службы “Малорита” была высоко оценена командованием Государственного погранкомитета — личный состав признан лучшим подразделением в органах пограничной службы. Здесь задержали товарно-материальных ценностей почти
на миллион долларов. По итогам оперативно-служебной деятельности за 2010 год ОПС “Малорита” задержано
28 нарушителей государственной границы, выявлено
109 случаев административно-таможенного правонарушения, изъято товаров на сумму 2,2 млрд рублей.
"Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались сутками, неделями... Из 485 западных застав, ни одна не отошла без приказа... Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что война продлится еще 1414 дней. Павшие в июне сорок первого пограничники не могли услышать залпов Победы. Родина салютовала тем, кто шел к великой победе... и тем кто сделал к ней первой шаг..."
Аватара пользователя
pogranec
Администратор
Сообщения: 3389
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 10:38
место службы: Республика Беларусь
Дата призыва и окончания службы: 28 мая по н/с
Контактная информация:

Тропою контрабандной...

Сообщение pogranec »

Изображение

Играя в ассоциации, к слову «пограничник» неизбежно подберешь цепочку: застава, дозор, пограничный столб, верный пес Алый...
Эти стереотипы заложены в нас с детства - от приключенческих рассказов про шпионов до бравых репортажей с передовых застав к Дню «зеленых фуражек». И сегодня как-то остается за кадром фото- или видеокамер другая граница и другие ее стражи, совсем не похожие на монументальных воинов, пристально смотрящих с вышки на Буг или курсирующих по флангам вдоль систем с колючей проволокой и контрольно-следовой полосой. Граница без КСП, с замаскированными контрабандными тропами и суровыми нарушителями, за которыми нередко стоит организованная преступность. Здесь проводятся настоящие спецоперации, ведь по своей тактике нелегалы порой не уступают опытным диверсантам, а противостоят им настоящие «боевики», фанаты своего дела - бойцы пограничных мобильных застав.

30.04.2009

Изображение

«Фишка», «контрабас» и «зеленка»

Пункт пропуска «Варшавский мост» сегодня почти пуст: «челночный» бизнес прекратился с введением шенгенских виз. Теперь контрабанда на белорусско-польской границе редкость - нелегальные потоки сместились на юг, в сторону границы с Украиной. Нет недели, чтобы в сводках происшествий не прозвучали данные о задержании в погранзоне крупной партии подпольно ввезенного в нашу страну товара. Для знакомства со спецификой оперативно-служебной работы пограничников мы выехали в один из излюбленных контрабандистами районов - Малоритский, где дислоцируется пограничная комендатура «Малорита».
Небольшое двухэтажное деревянное здание, плац и внушительный парк автомашин - первое впечатление от антиконтрабандистского «центра». Комендант Дмитрий Криштафович, бывший десантник, кратко вводит нас в курс дела. Протяженность участка границы - более 70 километров. На них - только три пункта пропуска, где границу можно переходить официально. Там дежурят пограничники-контролеры. На остальной территории, называемой пограничниками «зеленка», проход запрещен, но именно она и притягивает контрабандистов.
На 70 с лишним километрах участка 76 контрабандных троп. Примерно по одной на километр. Эти затерянные в болотистых лесах грунтовые ниточки связывают Украину и Беларусь и находятся под пристальным вниманием пограничников мобильной заставы, состоящей в штате комендатуры, - всего порядка 100 человек, исключительно контрактников, офицеров и прапорщиков, прошедших до этого специальную подготовку. Именно они устраивают засады и ведут разведывательно-поисковую работу.
В первую очередь, «контрабасов» (так на пограничном сленге именуют контрабандистов) вычисляют по оперативным данным - здесь налажены хорошая работа с местным населением, взаимодействие с милицией и дружинниками. Не обходится современная служба и без спецсредств: тепловизоры, прожектора, приборы ночного видения, космическая связь, а участки границы контролируются при помощи GPS навигации. Помимо этого, есть на заставе быстроразвертываемый сигнализационный комплекс. Это серия датчиков, чувствительных к вибрации, устанавливаемых в земле с интервалом примерно в несколько сот метров. Пульт управления, соответственно, у наряда. Если нарушитель появляется в этой местности - сигнал немедленно поступает на пульт. Пока эта штука одна на заставе, но в ближайшее время здесь ждут их прибавления.
На эту «арифметику» у нарушителей свой ответ. Связь они держат по мобильным телефонам с украинскими карточками «Киевстар», следы от машин замывают водой из ближайших мелиоративных каналов или заметают метелками, а передвигаются со всеми мерами предосторожности на мощных быстроходных джипах, которые не так-то просто остановить. Есть у контрабандистов и своя «разведка» - на жаргоне «фишка».
«Фишками» зовутся местные жители, маскирующиеся под безобидных селян. Их задача - сообщить нарушителям место засады. У «фишек» есть целая система слежки за нарядами. Вести пограничников, заступивших на дежурство, одни начинают прямо от комендатуры, затем, чтобы не «спалиться», уступают слежку на определенном участке другим. Цель пограничников на этом этапе - вовремя обнаружить слежку и оторваться от нее.
За помощь «контрабасам» местный житель может заработать до 200 - 300 долларов. Впрочем, за аналогичное сотрудничество с пограничниками государство платит не меньше. Посему, как в любой «шпионской» практике, среди «фишек» есть даже двойные агенты, умудряющиеся на одном участке «сдавать» пограничников, а на другом - контрабандистов. Такой вот детектив.
Не менее остросюжетны и схемы, по которым работают «контрабасы». Вот одна из наиболее распространенных. Иностранный дальнобойщик, везущий груз из Украины в Беларусь, не хочет платить за свой товар в пункте пропуска пошлину. Приехав на границу, он еще в Украине связывается с контрабандистами. Те забирают у него товар, в залог дают деньги, эквивалентные стоимости и товара, и самой фуры. Таким образом, перевозчик проходит границу порожняком, без пошлин. В это время контрабандисты на джипах подъезжают по «партизанским» тропам прямо к границе, где уже с нашей стороны их встречают белорусские «коллеги». Пересекать на машине линию кордона нынче дело уголовно наказуемое, поэтому водители подгоняют машины друг к другу и просто перебрасывают товар из Украины в Беларусь.
Далее уже наши нелегалы везут на машинах контрабанду в пограничную зону и дальше на подготовленные заранее склады, где-нибудь в сараях жилых деревенских домов. Оттуда-то дальнобойщик груз и забирает. За сей чартерный рейс контрабандисту полагается сумма, в два раза меньшая, чем госпошлина и налог на ввоз товара. И хотя комбинация очень рисковая, ведь в большинстве случаев пограничники и милиция накрывают грузы, целиком или частично, жадность, как говорится, к «фраерам» по-прежнему немилосердна.

Их знают только в лицо

По пыльной грунтовой дороге с пограничным нарядом выдвигаемся в район. «Уазик» класса «таблетка» дребезжит в сторону границы: позади Малорита - впереди лес. Мы едем с разведывательно-поисковой группой (РПГ) - это один из 17 видов нарядов. Старший сегодня - лейтенант Александр Дедченя. На счету этого молодого человека за два года службы задержаний на сумму свыше 400 миллионов рублей. В этом году он представлен командованием к медали «За отличие в охране государственной границы».
С ним еще несколько человек. Увы, раскрывать имена бойцов мы не имеем права. Нарушители могут знать пограничников только в лицо, ведь за каждым из них - семьи, друзья и близкие. Надо отдать должное, с ними они видятся не часто. Постоянно сформированные наряды выходят в леса на несколько суток. Сутки-двое - отдых, и снова в лес. В любую погоду.

Изображение

В тот день нам повезло. Апрель, земля подсохла, гнуса еще нет, и мотать километры под теплым весенним солнцем было в удовольствие даже по болотистой местности. Другое дело, говорят ребята, в жаркое лето. Комары в малоритских болотах такие, что, кажется, прокусывают толстые берцы.
При этом никакого комфорта. И в дождь, и в снег бойцам приходится ночевать прямо на земле - нельзя ставить даже палатки, не говоря уже о кострах. Все это демаскирует засады, так что максимум, что могут себе позволить пограничники в наряде, - гимнастический коврик, который и зимой, и летом одинаково заменяет им тахту с матрацем. Вместо одеяла бушлат, вместо горячего супа тушенка, печенье, вода. В общем, за первый год службы парни начинают люто ненавидеть природу, а лучший для них отдых, даже в хорошую погоду, - это городской кинотеатр или кафе. Среди загазованной цивилизации.
Выходим из машины. Она остановилась в 7 километрах от самой границы. Дальше группа разделяется, и по двое бойцы уходят пешком, запутывая следы от «фишек», непосредственно на границу. Пока оперативной информации не поступало, пограничники начинают самостоятельный поиск. Достаточно взглянуть на их работу, чтобы понять: никакой самый современный прибор не заменит опытного глаза. Со сноровкой сибирских охотников бойцы обнаруживают следы пребывания посторонних, как в кино: по сломанным веткам, сбитой росе и другим признакам, о которых распространяться они особо не спешат. Так, за двое суток можно запросто намотать порядка 50 километров - при специфике местности достаточно тяжело.
Осмотрев вверенный участок, бойцы начинают маскироваться. Инженерных сооружений на границе минимум - пара стационарных землянок, несколько изгородей, колючие проволоки. Из «военных хитростей» - чучело, одетое в униформу. Издалека даже в бинокль выглядит, как живой пограничник. «Секреты» - замаскированные сторожевые посты - чаще всего приходится готовить из подручных средств. Сегодня наряд окопался в густом ельнике, интеллигентно попросив нас «не светиться». Впрочем, день прошел тихо. В светлое время суток контрабандисты боятся высовываться. Основная нагрузка приходится на ночь.

Руки в гору - проезда нет!

Солнце шло к закату. В этот момент вдалеке на дороге показался серый «Фольксваген». «Секрет» немедленно сообщил старшему наряда по рации о несанкционированном перемещении автомобиля в погранзоне. И тут же получили ответ: приступить к задержанию.
Прорываясь через пограничные кордоны, контрабандисты идут на большой скорости и на требования пограничников остановиться, разумеется, не отвечают. Как правило, бойцы бросают под колеса машин шипы, но нарушители умудряются прорываться даже с пробитыми шинами. Если пограничник растеряется, он может попасть под колеса полууправляемого джипа. Бывает таких «гонщиков» пограничники задерживают уже в глубоком тылу, преграждая путь своими машинами.

Изображение
Случаются тогда и серьезные ДТП.
Изображение

Но чаще водитель отъезжает на незначительное расстояние и, видя безысходность, бросает авто, пускаясь наутек. Бывает «контрабасы» оказывают сопротивление, но их страстный пыл охлаждают грамотный прием рукопашного боя и неумолимое дуло Калашникова.

Изображение

В этот раз нарушитель оказался совсем вялым: особо не сопротивляясь, он остановился перед шипами и побежал в лес. Догнали его в несколько прыжков. Залом, захват, бросок - и вот он покорно лежит, вдыхая носом землю. Честно говоря, мы даже удивились: почему все прошло так гладко. Ответ узнали чуть позже: нарушитель был учебный. Такие тренировки - не редкость на границе. Чтобы бойцы не расслаблялись.

Показать все,что скрыто...

Прощаемся, желаем парням спокойной службы, едем назад. Пункт пропуска «Мокраны» в одноименной деревне Малоритского района. Дальше Украина. Здесь за одну смену проходит до 300 автомобилей - перегруз в полтора раза. Здесь нет ничего удивительного - с введением шенгенской визы те, кто постоянно ездил в коммерческих целях в Польшу, теперь перешли на украинское направление. Притом, что на пустующем «Варшавском мосту» работает около 30 человек, на переполненном Мокрановском направлении - 15. И, тем не менее, с работой пограничники справляются.
Незаменимая для досмотра вещь - спецдосмотровая регула. Это портативный штатив с микрокамерой и монитором. Пограничники просовывают его во все отверстия досматриваемого транспорта. Так, в нише под колесом рейсового автобуса они и нашли нелегально ввозимое оружие.

Изображение

Еще один «умный» прибор - «Ватсон». От его рентгеновского сканирования ничего скрыть невозможно. Большой популярностью пользуется незаменимый помощник контролеров - Гензи. Это уже не прибор - это добродушный лабрадор, натасканный на наркотики.

Изображение

За всем этим тяжелая работа и высокие показатели задержаний. Миллионы, которые могли бы раствориться бесследно, попадают в государственную казну.

Только цифры

За прошлый год мобильной пограничной заставой погранкомендатуры «Малорита» было задержано 11 нарушителей государственной границы и 21 нарушитель пограничного режима. Выявлено нелегальных грузов на общую сумму 600 млн. рублей. С начала этого года этим подразделением задержано три нарушителя границы и изъято товара на сумму около 40 миллионов рублей. А благодаря работе пограничников пункта пропуска «Мокраны» в прошлом году в доход государства было изъято товара на 215652800 рублей.
"Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались сутками, неделями... Из 485 западных застав, ни одна не отошла без приказа... Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что война продлится еще 1414 дней. Павшие в июне сорок первого пограничники не могли услышать залпов Победы. Родина салютовала тем, кто шел к великой победе... и тем кто сделал к ней первой шаг..."
Ответить

Вернуться в «ОПС "Малорита"»