Пограничная стража Республики Польша

Пограничная Служба
Главное управление пограничной охраны Республики Польша...
Ответить
Аватара пользователя
pogranec
Администратор
Сообщения: 3389
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 10:38
место службы: Республика Беларусь
Дата призыва и окончания службы: 28 мая по н/с
Контактная информация:

Пограничная стража Республики Польша

Сообщение pogranec »

Пограничная стража Республики Польша (РП) была создана 16 мая 1991 года в соответствии с Законом «О пограничной страже», принятым 12 октября 1990 года. Согласно статьям 1 и 2 данного документа это – единая вооруженная структура, предназначенная для охраны государственной границы на суше и море, осуществления контроля транспорта на пограничных пропускных пунктах, выдачи разрешения на пересечение государственной границы, в том числе виз, расследование и раскрытие преступлений и правонарушений.

Уголовно-процессуальное и административное законодательство страны определяет, что в делах о преступлениях и правонарушениях пограничная стража наделена полномочиями полиции. В этом качестве она осуществляет деятельность по недопущению нелегального пересечения государственной границы и контролю над законностью пребывания иностранцев на территории страны; пресечению импорта и экспорта товаров и предметов без акцизных марок, а также опасных материалов, способных нанести ущерб людям и окружающей среде (мусора, отходов, оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, наркотических и токсичных веществ); предотвращению вывоза из страны культурных ценностей и т. д.

Сотрудники пограничной стражи наделены правом осуществлять:

– проверку документов, удостоверяющих личность;

– задержание подозрительных лиц и транспортных средств;

– обыск лиц, вещей, помещений и транспортных средств;

– наблюдение и регистрацию происшествий на дорогах и в общественных местах;

– пребывание и передвижение по земельным участкам без согласия их владельцев.


С 1 мая 2004 года Польша является полноправным членом Европейского союза, а с 21 декабря 2007-го входит в Шенгенскую зону. Порядок организации охраны внешней границы Евросоюза в этой стране в последние годы в ЕС признается одним из лучших.

Республика Польша имеет границу общей протяженностью более 3 500 км, из них с Россией (Калининградская область) она составляет 210 км, Литвой – 103, Белоруссией – 416, Украиной – 529, Словакией – 539, Чехией – 790, Германией – 467. Длина ее морских границ 524 км. В момент присоединения Польши к Шенгенской зоне пограничная стража страны прекратила охрану внутренних европейских границ и продолжает выполнение своих задач только на внешней границе ЕС. Общая протяженность сухопутной границы РП с восточными соседями (не членами ЕС) составляет 1 155 км.

Современная система охраны государственной границы РП (внешней границы ЕС) включает организационную, оперативную и техническую составляющие. На развитие каждой из них как сама Польша, так и ЕС в целом тратят крупные финансовые средства. Немалая часть этих средств в последние годы направлена на принципиальное совершенствование пограничной стражи, которая организационно входит в состав МВД республики.

В соответствии с Законом «О государственной границе» от 12 октября 1990 года максимальная численность пограничной стражи страны определена в 18 тыс. человек. До 2002 года она комплектовалась в основном за счет призывников, с чем принципиально не соглашалось руководство ЕС. Начиная с 2002 года под давлением Евросоюза в Польше начался неуклонный переход к комплектованию стражи исключительно на контрактной основе. В 2003 году ее общая численность составляла 13,5 тыс. человек. При этом процент вакансий в ряде пограничных отрядов достигал 15 проц. (не офицерские должности). В конце 2006 года в стране было объявлено, что пограничная стража осуществила полный переход на контрактую основу, а к 2007-му достигла своего разрешенного законом максимума.

Говоря об организационной составляющей системы охраны государственной границы, необходимо подчеркнуть, что в пограничную стражу в настоящий момент входят: главная комендатура (г. Варшава); десять региональных пограничных отрядов, несущих охрану сухопутной части границы (их центры расположены в небольших городах в пределах 20 км от границы); надвисланский отдел (г. Варшава), осуществляющий охрану пяти основных международных аэропортов (Варшава, Лодзь, Познань, Быдгощ, Кельце); морской отряд (г. Гданьск) для охраны побережья Балтийского моря; центральное пограничное училище (г. Кошалин); центр подготовки младших офицеров и прапорщиков (г. Кентшин); центр служебного собаководства (г. Любань).

При охране границы и приграничной деятельности пограничная стража взаимодействует с управлением охраны государства, военной разведки и службой военной контрразведки, а также службой и силами специального назначения Войска Польского, разведывательными структурами стран НАТО (морская и воздушная радио – и радиотехническая разведка), а также с другими ведомствами.

Погранотряды, являющиеся основным звеном пограничной стражи, отвечают за охрану сухопутных участков государственной границы. Дислоцированные, как правило, на территории одного воеводства, они включают в себя: управление или штаб со своим аппаратом, пограничные заставы, а также контрольно-пропускные пункты (КПП) в местах пересечения границы автомобильными и железными дорогами, туристическими тропами. Эти отряды несут основную службу по охране границ и территории на ширину до 300 км и глубину 50 км внутри страны, где они взаимодействуют с другими силовыми структурами.

В структуру управления пограничного отряда, отвечающего за охрану сухопутного участка государственной границы, входят следующие основные подразделения (отделы): охраны границы; КПП; координации действий (с другими силовыми структурами); оперативно-следственный; защиты информации; связи и информатики; техники и обслуживания; кадров и подготовки; финансовый, а также санитарная часть; отделение надзора и контроля (контрразведки), подчиняющееся центральному командованию; отделение анализа рисков; подотдел «Плутон» (спецназ); заставы (от пяти до 17, в зависимости от территориального деления Польши, протяженности и значимости охраняемого рубежа); КПП – от семи (на границе с Россией и Украиной) до 57 (на границе со Словакией и Чехией).

Отдельными обязательными персоналиями отряда являются юридический советник, пресс-атташе, священник (капеллан). У начальника (коменданта) сухопутного пограничного отряда в ранге полковника (в наиболее крупных отрядах эту должность может занимать бригадный генерал) всего два заместителя – старших офицера: первый по оперативно-следственной работе, второй – по информационно-техническому обеспечению.

В некоторых погранотрядах, в том числе во всех действующих на восточной границе Польши, а также в Карпатском (горы), Любусском (граница по рекам Одер и Нейсе) и морском (побережье Балтийского моря), имеются авиационные отделы. В состав каждого отдела входят, как правило, один-два легких самолета и два-три вертолета, предназначенных для обеспечения воздушного патрулирования границы. Там, где эффективность авиации не столь велика или уровень угроз ниже, авиационных отделов в пограничных отрядах нет. Однако каждому отряду могут придаваться один-два вертолета. При этом они базируются и обслуживаются на ближайших к отряду внутренних аэродромах страны.

В марте 1997 года пограничная стража получила первый вертолет типа «Каниа», а в декабре 2000-го – еще пять, переданные надбужанскими войсковыми подразделениями МВД. С 2002 года на вооружение пограничной стражи поступают вертолеты W-3 «Сокол», оснащенные средствами ИК – и обычного наблюдения с аппаратурой регистрации результатов наблюдения на базе персонального компьютера, которые призваны заменить технически устаревшие вертолеты Ми-2, а в 2004-м были поставлены семь новейших машин типа W-3RM «Анаконда», оборудованных системами ИК – и видеонаблюдения, общей стоимостью 25 млн евро.

В свою очередь, с октября 1998 года начал нести службу первый из пяти переданных пограничной страже легких одномоторных самолетов PZL-104 «Вилга», а в 2008-м поднялись в воздух два двухмоторных «Скайтрак» (дальность полета до 1 500 км, скорость 350 км/ч, экипаж четыре человека). Они характеризуются хорошими летными качествами на малых высотах. Эти вертолеты и самолеты оснащены цифровой фото- и видеоаппаратурой, средствами регистрации и радиолокационного контроля сухопутной и морской поверхности, оборудованием для проведения спасательных операций. Только в первой половине 2004 года с помощью авиационного наблюдения было обнаружено и расследовано около 7 тыс. инцидентов на границе, что говорит о важной роли, которую играет авиация в деле охраны государственной границы страны.

С учетом динамичности и повышенной опасности ряда угроз, возникающих в пределах приграничных территорий Польши, во всех погранотрядах сформированы силы специального назначения. В рамках отряда они представляют собой подотдел с наименованием «Плутон». В их состав подбираются наиболее обученные и выносливые пограничники. Главные задачи «Плутона» – противодействие террористическим группам, а также захват и уничтожение бандитов, освобождение заложников, разминирование участков местности и объектов. На речных и озерных участках государственной границы (реках Одер, Нейсе, Буг, Сан) спецназу может поручаться и охрана водных пространств; для этого в таких подразделениях имеются специально подготовленные аквалангисты. Численность данного формирования обычно от усиленного взвода до роты варьируется в зависимости от возникающих угроз на определенном направлении.

Бойцы спецназа «Плутон» выдвигаются к месту проведения операции преимущественно по воздуху (на вертолетах) либо на автомобилях. Они оснащены специальными средствами нападения и защиты, приборами ночного видения и т. д.

Все последние годы руководство Польши и ЕС целенаправленно добивалось уменьшения плотности охраны границы до 5,5 человека/км за счет увеличения численности личного состава пограничной стражи, несущей службу на внешней границе РП. Так, группировка четырех пограничных отрядов в 2006 году выросла с 3,1 тыс. до 6,3 тыс. человек. Этим объясняется и усиленное строительство на восточной границе страны новых пограничных застав.

По всей государственной границе пограничная стража имеет 135 застав (в том числе девять морских), из них непосредственно на сухопутной – ИЗ. При этом на внешней границе ЕС оборудованы 53 заставы (12 – на границе с Россией, пять с Литвой, 15 – с Белоруссией и 21 – с Украиной). 13 тыловых застав осуществляют охрану территории в 11 международных аэропортах и двух морских портах (Щецин, Гданьск) страны. Международные аэропорты и морские порты выполняют функции как внутренних, так и внешних границ.

В настоящий момент штат личного состава типовой пограничной заставы в зависимости от выполняемой задачи насчитывает 40-50 человек: два офицера (комендант и заместитель по оперативной работе), до 10 подофицеров (прапорщиков), до 15 хорунжих (младших прапорщиков), до 20 военнослужащих-контрактников. На внутренних границах ЕС он, как правило, меньше (25-30 человек).

В силу этого рубеж охраны одной погранзаставы на границе Польши с Россией, Белоруссией и Украиной составляет в среднем 21,8 км, что удовлетворяет требованиям Евросоюза, предъявляемым к охране внешних границ (не более 25 км). Для сухопутных восточных застав средняя протяженность охраняемого участка границы составляет около 19 км, для речных застав она увеличивается до 30 км. Максимальная длина рубежа ответственности около 60 км (на заставе «Ступосяны» биесадского отряда 57 км границы пролегает по горной реке Сан). Минимальный рубеж ответственности застав 10-13 км.

Для внутренних сухопутных границ средняя длина зоны ответственности одной заставы составляет 31,5 км, то есть в 1,5 раза больше. Граница с Германией (около 470 км, включая Щецинский залив) проходит по фарватеру рек Одер и Нейсе, что позволяет при прочих равных условиях увеличить зону ответственности застав.

По наличию КПП на сухопутной границе (исключая морские порты и аэропорты) цифры таковы: на восточной границе (всего 31) их насыщенность составляет в среднем один КПП на 37 км, в то время как на внутренней границе ЕС – порядка одного на 9 км, то есть в 4 раза больше. Штат КПП в зависимости от значимости, направления и объема товаро – и пассажиропотоков насчитывает от 30 до 100 человек.

Польскую границу можно пересечь в 206 пограничных пунктах пропуска, 138 из которых – автодорожные, 33 – железнодорожные, пять – речные, 18 – морские и девять – воздушные. Кроме того, работают 47 переходов для так называемого малого пограничного движения. На границе с Россией, Литвой, Белоруссией и Украиной действуют 38 авто – и железнодорожных переходов.

На границе со странами ЕС в соответствующем пограничном отряде главным является отдел КПП, а на границе с Россией, Белоруссией и Украиной таковыми являются отделы охраны границы и оперативно-следственный. Таким образом, деятельность пограничной стражи Польши по охране государственной границы осуществляется по двум приоритетным направлениям: первое – контроль основных направлений движения людей и товаров на внутренней границе ЕС; второе – сигнализационный и оперативный контроль рубежа и приграничной территории (включая разведку сопредельной территории) на внешней границе Евросоюза.

Оперативная составляющая системы охраны государственной границы РП характеризуется широким использованием разведки и предметной, целенаправленной, взаимовыгодной работой с местным населением. Основу местного приграничного населения Польши составляют крестьяне, живущие хуторами. В целях стимулирования населения приграничья в отношении оказания помощи оперативным органам пограничной стражи в охране рубежей страны введен льготный режим налогообложения на землю. В случае задержания нарушителя границы по информации местного жителя сумма годового земельного налога для него снижается вдвое. Данный фактор крайне благоприятно влияет на повышение эффективности системы охраны государственной границы и в значительной степени способствует снижению затрат на возведение сплошных специальных инженерных сооружений вдоль нее.

Основное внимание пограничная стража уделяет мерам по поддержанию режима и контроля в приграничных гминах (районах), прилегающих к границе именно на глубине до 15 км. Однако оперативные службы пограничной стражи, ведя агентурную работу, действуют и на большей глубине – до 50 км. Согласно последним изменениям в законодательстве пограничная стража становится структурой полицейского типа, в силу чего ее функции и полномочия расширяются. Так, в первую очередь предусмотрено ведение преследования нарушителя государственной границы по всей территории страны.

В 2006 году пограничная стража страны начала использовать при охране границы штатных оперативных сотрудников, работающих под прикрытием. Все операции с участием этих сотрудников курирует специальный отдел оперативно-следственного управления главной комендатуры пограничной стражи. Основной задачей данного подразделения является разработка преступных групп, занимающихся нелегальной миграцией и контрабандой.

Определенные сотрудники пограничной стражи (в отличие, например, от полиции) при упрощенном порядке уголовного производства по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 264 (пересечение границы государства в нарушение закона, путем обмана, угроз или в сговоре с другими лицами) и 277 (повреждение пограничных знаков) уголовного кодекса Польши, обладают полномочиями прокурора. В этих случаях сотрудники пограничной стражи имеют право самостоятельно составить акт обвинения, направить его в суд первой инстанции и выступить в нем в качестве государственного обвинителя.

Отводя важное место оперативной составляющей, пограничная стража в последние годы последовательно наращивает и войсковой компонент охраны границы (в первую очередь на восточном направлении).

В целом современная охрана государственной границы на сухопутных участках страны предполагает осуществление паспортно-визового и товарного контроля на КПП, а также проведение активных оперативно-розыскных мероприятий вне мест их расположения. Последнее подразумевает выставление подвижных и стационарных пограничных нарядов по два человека, как пеших (от шести до десяти на заставу), так и на мотоциклах, одноместных квадроциклах TRX-300 производства фирмы «Хонда», снегоходах типа «Скандик» (два-три на отдельных заставах) или автотранспорте (широкое распространение получили автомобиль «Лэнд-Ровер» и внедорожник «Мерседес-290GD»). К основным видам пограничных нарядов относятся дозор, секрет и патруль.

Говоря о технической составляющей системы охраны государственной границы Республики Польша (внешней границы ЕС), необходимо отметить, что она охраняется усиленно. Это выражается в большем количестве пограничных застав, их насыщенности специальной техникой разведывательного характера – радиоперехвата, дальнего теленаблюдения, в том числе в ИК-диапазоне, установленной на высоких конструкциях и холмах. РЛС на сухопутных участках границы практически не используются.

Для оперативного способа охраны государственной границы страны технические средства наблюдения являются основными, позволяющими обнаруживать и задерживать нарушителей вне КПП. Будучи в связи с этим повсеместно распространенными, они подразделяются на индивидуальные средства и системы наблюдения на платформе – стационарной (мачта наблюдения) или подвижной, в качестве которой может использоваться автомобиль типа микроавтобуса, легкий самолет либо вертолет.

Мачты телевизионного и радиотехнического наблюдения (разведки) высотой до 50 м возводятся на всех пограничных заставах, развернутых на границе с Россией, Белоруссией и Украиной, и практически отсутствуют на границах со странами ЕС. Они позволяют вести видеонаблюдение за сопредельной территорией на расстоянии до 30-40 км, осуществлять перехват УКВ-радиосигналов, получать сигналы с мобильных сигнализационных систем в радиусе до 30 км.

Таким образом, пограничная стража Республики Польша представляет собой важное звено в системе государственной безопасности страны. Нелегальная миграция, угроза распространения международного терроризма, контрабанда товаров в крупных размерах, наркотрафик – это главные проблемы, которые успешно решает польская пограничная стража.
"Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались сутками, неделями... Из 485 западных застав, ни одна не отошла без приказа... Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что война продлится еще 1414 дней. Павшие в июне сорок первого пограничники не могли услышать залпов Победы. Родина салютовала тем, кто шел к великой победе... и тем кто сделал к ней первой шаг..."
Ответить

Вернуться в «Straż Graniczna Komenda Główna Straży Granicznej»