Под Брестом из земли извлекли американский самолет и останки

Чтобы было меньше у истории «белых пятен», чтобы происходившие во время войны события были досконально изучены, а личности погибших установлены...
Ответить
Аватара пользователя
pogranec
Администратор
Сообщения: 3389
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 10:38
место службы: Республика Беларусь
Дата призыва и окончания службы: 28 мая по н/с
Контактная информация:

Под Брестом из земли извлекли американский самолет и останки

Сообщение pogranec »

В Брестском районе недалеко от деревни Непли обнаружен уникальный самолет времен Великой Отечественной войны - американский бомбардировщик «Митчелл В-25».

Изображение

Он был доставлен в СССР из США по ленд-лизу (государственная программа США поставок союзникам по Второй мировой войне вооружения, продовольствия и стратегического сырья). В середине июля 1944 года во время боевого задания над оккупированным Брестом «Митчелл» был сбит немецким гарнизоном. На борту находилось семь человек.

Место падения самолета обнаружил брестский историко-патриотическо-технический отряд «Авиапоиск-Брест». Кроме различных предметов армейского быта, обломков самолета и других уникальных раритетных предметов, на месте крушения были найдены останки погибших летчиков. Участники поискового отряда смогли извлечь их из месива глины и земли, а также установить имена военных.

Изображение

Клад истории

В 2013 году о предполагаемом месте крушения самолета сообщил житель деревни Непли, который ребенком видел его падение. Найти точку, где упал бомбардировщик, было нелегко: за 70 лет местность значительно изменилась. Однако все-таки удалось. А затем началось долгое оформление документов, разрешающих поднять самолет из земли. Дело в том, что бомбардировщик упал на пограничной территории, где посторонним нельзя было находиться и уж тем более проводить работы. В итоге раскопки были включены в план проведения полевых работ 52-го отдельного специализированного поискового батальона РБ на 2015 год. Извлечение обломков началось 7 мая. К делу подключились специалисты погрангруппы.

Изображение

Самолет падал вертикально вниз в болотистую местность. Носовая часть ушла далеко под землю вместе с летчиками, вооружением и предметами солдатского быта. Хвост самолета полностью сгорел.

Поднимать «Митчелл» из земли было очень трудно. Чем глубже находились, тем больше мешала грязевая смесь из глины и воды.

Части самолета ушли глубоко под землю. Самый последний фрагмент был извлечен с глубины в 7 метров. Участники раскопок руками доставали не только крупные железные детали, но и мелкие предметы, документы, останки летчиков. Работа продолжалась полтора месяца.

Изображение

- Были найдены части одежды летчиков, много деталей самолета, двигатель, вооружение, парашюты, различные документы и записные книжки экипажа, - рассказывает руководитель ИПТО «Авиапоиск-Брест» Владимир Бухта.

ИзображениеИзображениеИзображение

По обломкам было установлено, что это был американский бомбардировщик. Оставалось выяснить главное - имена летчиков, которые здесь погибли. Основным подспорьем в установлении личностей послужила записная книжка одного из членов экипажа - Давида Соломоновича Фролова. В книжке была четко прописана фамилия Фролов и инициалы М.С.

Изображение

- Мы предположили, что это родственник погибшего летчика. По номеру полевой почты и фамилии установили, что они действительно братья. А там уже и узнали, откуда родом Давид Фролов. Так началось установление личностей членов экипажа, - рассказывает Владимир Бухта.

Роковая ночь

Официальные данные о погибших летчиках предоставил коллега поисковиков Борис Давыдов - российский исследователь авиации времен Второй мировой. В Подольском архиве в короткие сроки он нашел документы с расписанием боевых вылетов тех времен на территории Брестского района. С найденными документами пазлы мозаики сложились в картинку.

Погибший экипаж проходил службу в 335-м авиаполку дальнего действия. Его задачей было зафиксировать на пленку авиаудары и результаты налета на железнодорожный узел нынешнего Северного городка в Бресте, где в июле 1944 года находились эшелоны с немецкими солдатами. «Митчелл В-25» в цепочке самолетов, которые совершали налет, шел замыкающим.

Изображение
Гвардии майор Давид Фролов (слева) вместе с сослуживцами. Фото сделано в феврале 1943 года.

Экипаж состоял из семи человек, хотя их должно быть шесть. Седьмым был Давид Фролов, который и фиксировал результат налета на фото. В ночь с 15 на 16 июля вражеская зенитка подбила самолет, и он упал недалеко от деревни Непли. В живых никого не осталось.

- В 1944 году США поставили СССР чуть более 800 машин «Митчелл В-25». Уникальный случай, когда через 71 год удалось найти обломки этого мощного самолета и установить имена всех погибших летчиков. А всё благодаря тому, что бомбардировщик рухнул на приграничной территории, куда посторонним вход запрещен. Упал бы он где-нибудь в поле, на месте крушения вряд ли бы осталось такое количество фрагментов самолета. А так сохранились даже документы и многие вещи, потому что оказались законсервированными под толщей земли, - говорит руководитель поискового отряда.

Изображение
С авиабазы на Аляске в СССР по ленд-лизу самолеты «Митчелл В-25» перегоняли советские летчики.

В списках значатся

Сложно было найти родственников погибших солдат. Сотрудникам отряда «Авиапоиск» удалось связаться с сестрой и племянницей Ивана Смолина, а также с сыном и внучкой Давида Фролова. К сожалению, жена его умерла в этом году в возрасте 103 года. Мистическое совпадение, но ее жизнь прервалась именно в тот день, когда под Брестом началась работа по извлечению обломков самолета. На днях удалось найти племянников командира корабля Александра Белова. Поисковики не теряют надежды, что еще удастся найти родственников других членов экипажа.

Тела погибших летчиков будут перезахоронены. Возможно, это будет на гарнизонном кладбище. Их имена будут включены в общественный банк данных «Мемориал» (http://www.obd-memorial.ru), где указаны сведения о погибших, найденных или пропавших без вести солдатах и офицерах времен Второй мировой. Тогда, возможно, найдутся родственники других погибших под Брестом летчиков.

Обломки самолета будут переданы в Музей обороны Брестской крепости. На месте крушения бомбардировщика установят памятный знак с именами членов экипажа. Такие знаки отряд «Авиапоиск-Брест» устанавливает на каждом месте, где был поднят самолет.

Изображение

К слову, за прошедший год было найдено 3 самолета, в которых в общей сложности находилось 12 летчиков. И все имена удалось восстановить.

Состав экипажа бомбардировщика «Митчелл В-25»:

Изображение

гвардии лейтенант Белов Александр Иванович - командир экипажа;

гвардии майор Фролов Давид Соломонович - старший инструктор по организационно-партийной работе авиадивизии дальнего действия;

гвардии младший лейтенант Смолин Иван Парфенович - летчик;

гвардии лейтенант Кравцов Алексей Иванович - штурман;

гвардии младший лейтенант Черкай Владимир Иванович - башенный стрелок-радист;

гвардии лейтенант Баринов Сергей Федорович - комсорг авиаполка;

гвардии старший сержант Боцвин Гавриил Леонтьевич - стрелок-радист.

(на фото - один из погибших членов экипажа «Митчелл В-25», летчик, гвардии младший лейтенант Иван Смолин)
"Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались сутками, неделями... Из 485 западных застав, ни одна не отошла без приказа... Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что война продлится еще 1414 дней. Павшие в июне сорок первого пограничники не могли услышать залпов Победы. Родина салютовала тем, кто шел к великой победе... и тем кто сделал к ней первой шаг..."
Аватара пользователя
pogranec
Администратор
Сообщения: 3389
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 10:38
место службы: Республика Беларусь
Дата призыва и окончания службы: 28 мая по н/с
Контактная информация:

Re: Под Брестом из земли извлекли американский самолет и ост

Сообщение pogranec »

На Гарнизонном кладбище прошла церемония перезахоронения останков летчиков, погибших в 44-м у деревни Непли

Члены экипажа бомбардировщика В-25 «Митчелл», останки которых были найдены в мае прошлого года неподалеку от деревни Непли Клейниковского сельсовета, наконец обрели покой. Долгие годы их имена значились в списках без вести пропавших, но благодаря брестским поисковикам личности семи советских летчиков, погибших в июле 1944 года при выполнении боевого задания, были установлены, а сами они погребены с должными почестями. Церемония захоронения воинов состоялась 11 мая на Гарнизонном кладбище г. Бреста.

Изображение

Проводить в последний путь летчиков пришло много людей. Здесь были руководство города над Бугом и Брестского района, представители дипломатического корпуса, военнослужащие, ветераны вой-ны и труда, местные жители, родственники погибших. После проведения ритуала освящения останков и их торжественного погребения у братской могилы была открыта мемориальная плита, почетное право снять занавес с которой предоставлялось председателям Брестского райис-полкома Владимиру Мацуке и городского Совета депутатов Николаю Красовскому. В граните увековечены имена командира корабля гвардии лейтенанта Александра Белова, старшего инструктора по организационно-партийной работе авиадивизии дальнего действия гвардии майора Давида Фролова, летчика гвардии младшего лейтенанта Ивана Смолина, штурмана гвардии лейтенанта Алексея Кравцова, башенного стрелка-радиста гвардии младшего лейтенанта Владимира Черкая, комсорга авиаполка гвардии лейтенанта Сергея Баринова, стрелка-радиста гвардии старшего сержанта Гавриила Боцвина.

Наконец мир узнал своих героев, но наша история по-прежнему полна белых пятен. Только в Брестском районе поисковикам известны места падения около двадцати советских самолетов, личности членов экипажей которых предстоит установить. А ведь еще великий русский полководец Александр Суворов говорил, что война не закончена, пока не похоронен последний солдат.

«71 год назад прогремели залпы Победы, но все эти годы война нам напоминает о себе. Наша белорусская земля еще хранит очень много неизвестного о тех героях, которые, не задумываясь, отдали свои жизни во имя будущего, – подчеркнул председатель райисполкома Владимир Мацука. – В Брестском районе 63 воинских захоронения, и на многих из них надпись – «неизвестный». Перед нами стоит очень важная задача: как можно больше найти неизвестных захоронений, установить и предать гласности имена погибших».

Личности членов экипажа «Митчелла» были установлены военнослужащими 52-го отдельного специализированного поискового батальона Министерства обороны Республики Беларусь совместно с отрядом «Авиапоиск» г. Бреста во главе с Владимиром Бухтой. Без их кропотливого труда и фанатичного упорства вряд ли сегодня смогло бы состояться это мероприятие.

О разбившемся в годы войны самолете на границе с Польшей брестские поисковики узнали еще несколько лет назад от бывшего жителя д. Непли Владимира Серко, который, будучи ребенком, видел, как подбитый бомбардировщик стал стремительно терять высоту. Однако к раскопкам они приступили только 7 мая 2015 года – много времени заняли поиск места крушения и оформление документов для проведения раскопок. Владимир Тимофеевич, несмотря на преклонные года, вызвался проводить поисковиков. К сожалению, полного завершения этой истории он так и не дождался…

При поддержке брестских пограничников, руководства мемориального комплекса «Брестская крепость-герой», неравнодушных местных жителей поисковики подняли на поверхность обломки «Митчелла», который был доставлен в СССР из США по ленд-лизу. Большую помощь оказал начальник цеха растениеводства отделения «Клейники» ОАО «СГЦ «Западный» Андрей Сыса. Последний фрагмент бомбардировщика был извлечен из глубины в 7 метров. Работы длились полтора месяца.

Прежде чем найти хоть какую-то зацепку, поисковикам пришлось вручную «перелопатить» горы металлолома. При проведении раскопок, кроме останков летчиков, были обнаружены детали самолета, обрывки личных вещей военнослужащих, части удостоверений, пистолеты и фрагменты пулемета системы «Браунинг». Особое внимание поисковиков привлекли клочки платка, сложив которые, они прочли надпись «От Ани Владимиру».

«Много нам потребовалось времени, чтобы убедиться, что на тех частях самолета, которые мы подняли, нет номера. Искать пришлось по сохранившимся документам и записным книжкам, которые принадлежали майору Фролову, – рассказал председатель отряда «Авиапоиск» Владимир Бухта. – В блокноте Фролова были указаны координаты его родного брата, которые читаемы до сих пор. Это и явилось основным доказательством при установлении личностей членов экипажа».

К поисковой работе белорусов подключился российский исследователь авиации времен Второй мировой Борис Давыдов, который оперативно предоставил официальные данные о погибших летчиках. В Подольском архиве он нашел документы с расписанием боевых вылетов тех времен на территории Брестского района. Единственный экипаж, пропавший в этой местности, где стрелка-радиста звали Владимиром, – Белова. Этот экипаж проходил службу в 335-м авиаполку дальнего действия. Его задачей было зафиксировать на пленку авиаудары и результаты налета на железнодорожный узел нынешнего Северного городка в Бресте, где в июле 1944 года находились эшелоны с немецкими солдатами. «Митчелл» замыкал цепочку самолетов, которые совершали налет. На борту бомбардировщика находилось семь человек – русских и украинцев, хотя их должно быть шесть. Поисковики предполагают, что седьмым был Давид Фролов, который и снимал результат налета на фотопленку. В ночь с 15 на 16 июля вражеская зенитка подбила самолет Белова, и он рухнул недалеко от деревни Непли. Летчики сделали все возможное, чтобы при падении «Митчелла» не пострадали местные жители. Сами они погибли.

Последним приютом для экипажа бомбардировщика стала прибужская земля, а его обломки отныне хранятся в Музее обороны Брестской крепости.

Вернул семью и имя

Изображение
Родственники троих погибших летчиков прибыли в Брест из Российской Федерации на церемонию захоронения

Участникам отряда «Авиапоиск» удалось при помощи своих коллег из России и Украины найти родственников четырех погибших членов экипажа бомбардировщика В-25 «Митчелл» – Белова, Фролова, Смолина и Баринова.

Корреспонденту «Зари над Бугом» удалось пообщаться с дочерью и внуками комсорга авиаполка Сергея Баринова, которые приехали в город над Бугом из г. Рыбинска и Санкт-Петербурга. Они впервые увидели Брестскую крепость, стали свидетелями, как здесь проходят мероприятия, посвященные Дню Победы, и от всего увиденного остались под большим впечатлением.

– Мне было два года, когда отца призвали на войну. Мы жили в г. Рыбинске, где родители работали на моторостроительном заводе, – рассказывает дочь лейтенанта Баринова София Мосенкова. – В начале войны завод эвакуировали в г. Уфу. Мы тоже должны были уезжать, но моя младшая сестра Вера заболела, и наша семья осталась на несколько дней в Рыбинске. Баржа, на которой мы должны были плыть, – затонула. Во второй раз бабушка нас не отпустила, поэтому отец уехал один. Больше мы его не видели. Спустя год моя сестра умерла от болезни.

Изображение
София Сергеевна Мосенкова у могилы отца

Молодым, красивым, активистом и настоящим стахановцем запомнился всем Сергей Баринов. Он родился в 1917 году в небольшом селе Ансетьево Нижегородской губернии, которого сейчас нет на карте. Сергей Федорович окончил 9 классов и авиационный техникум, после чего устроился на Рыбинский моторостроительный завод, где стал комсоргом. На заводе познакомился с будущей женой Анной. В архиве семьи даже сохранился своеобразный свадебный договор, в котором они обещали всегда любить и хранить верность друг другу. Жизнь молодой четы, как и тысяч других, сломала война.

В 1942 году Сергея Баринова призвали в Красную Армию. В 43-м он окончил курсы усовершенствования политсостава, а затем – военно­политическое училище пропагандистов. Так лейтенант Баринов стал комсоргом авиационного полка.

Вплоть до 1944-го он посылал жене с фронта письма, даже один раз поговорил с ней по телефону, а потом словно канул в Лету.

Анна Баринова неоднократно делала запросы в военкомат, пытаясь узнать что-нибудь об участи своего мужа. В сентябре 1945 года к ней пришел ответ – «Пропал без вести». Она продолжала писать письма в различные инстанции, но результат был тем же. Со временем боль притупилась, Анне Михайловне пришлось смириться с неизвестностью.

После войны дочь Бариновых устроилась работать на Рыбинский завод, где, как и ее родители, повстречала свою любовь. Ни она сама, ни ее дети не теряли надежду узнать о дальнейшей судьбе отца и деда. Их желание исполнилось в январе этого года. Сначала знакомая рассказала о статье в газете про летчика из Рыбинска, а потом с Софией Сергеевной связалась журналистка Марина Морозова, которая сотрудничает с брестским «Авиапоиском».

– Для нас это настоящее чудо, мы и не думали, что спустя столько лет узнаем правду, – поделился внук Баринова Валерий Мосенков, который сейчас живет в Санкт-Петербурге. – В детстве мы рассматривали фотокарточки деда, а когда приходили на митинг 9 Мая – внутри чувствовалась пустота от того, что мы не знаем, что с ним произошло, как он погиб и где покоится.


Изображение
Внуки Сергея Баринова возлагают цветы к подножию памятного знака (Валерий Мосенков - справа)


Вдохновившись примером своего деда, Валерий решил стать военнослужащим, только вместо бескрайнего неба выбрал синеву морей и океанов. Он окончил военно-морское училище, а затем академию, служил на подводной лодке.

София Сергеевна, ее дети и внуки, а теперь уже и правнуки бережно хранят память о своем прародителе. Благодаря брестским поисковикам они теперь знают, что Сергей Федорович пал смертью храбрых. Напоминает об этом и памятная медаль «Шагнувший в бессмертие», которую с собой в Брест привезла дочь Баринова. Эта награда вручается родственникам героев, отдавших за Родину жизнь. Нынешней весной такую медаль получила и София Сергеевна.

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
"Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались сутками, неделями... Из 485 западных застав, ни одна не отошла без приказа... Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что война продлится еще 1414 дней. Павшие в июне сорок первого пограничники не могли услышать залпов Победы. Родина салютовала тем, кто шел к великой победе... и тем кто сделал к ней первой шаг..."
Ответить

Вернуться в «Поисковики...»