КПП в Бресте: дни и ночи... Неюбилейные заметки о службе

Ответить
Аватара пользователя
pogranec
Администратор
Сообщения: 3389
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 10:38
место службы: Республика Беларусь
Дата призыва и окончания службы: 28 мая по н/с
Контактная информация:

КПП в Бресте: дни и ночи... Неюбилейные заметки о службе

Сообщение pogranec »

Три майские даты – 1, 24 и 28 – знаковые для органов пограничной службы нашей страны. 28 мая – День пограничника, утвержденный Декретом Совета Народных комиссаров в 1918 году. 24 мая - день создания на станции Брест-Центральный отдельного контрольно-пропускного пункта «Брест», которому в этом году исполняется юбилейных 70 лет.

Изображение

1 мая- день образования в 1944 году Брестской Краснознаменной пограничной группы им.Ф. Э. Дзержинского. В преддверие профессионального праздника людей в погонах «БК» пообщался с ветераном пограничной службы и вник в сегодняшние рабочие будни погрангруппы.

В августе 44-го

История появления отряда уходит к суровым годам Великой Отечественной войны. После освобождения советской земли от немецких захватчиков в августе 44-го на станции «Брест-Центральный» на базе Брестского пограничного отряда был выставлен КПП «Железнодорожный» в составе 6 офицеров и 5 младших контролеров. Тогда через пункт регулярно пытались прорваться за кордон военные преступники, скрывающиеся от возмездия. Служебная нагрузка у сотрудников составляла по 16 часов в сутки. Казармой им служил рядом стоящий барак. В мае 45-го КПП «Железнодорожный» был реорганизован в отдельный КПП «Брест». Настоящей грозой нарушителей границы тогда по праву считался человек, ставший впоследствии легендой пограничной службы, Варлам Михайлович Кублашвили. Придя на службу в первые годы создания отряда, он добросовестно выполнял здесь свой долг вплоть до 1985 года. Бесчисленные угрозы, три покушения на жизнь – он повидал многое, но всегда оставался непреклонен, возводя в ранг жизненного девиза честность и бескорыстие. За мужество, высокий профессионализм и верность воинскому долгу этот человек первый и единственный в пограничных войсках был награжден Орденом Октябрьской Революции.

Изображение

Грудь Варлама Михайловича украшали два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны и еще 18 других государственных наград. Прославленный контролер отдельного КПП "Брест" задержал десятки нарушителей государственной границы, сорвал сотни попыток вывоза из страны предметов искусства, изъял на четыре с половиной миллиона рублей контрабандных товаров. В 1985-м году ему присвоили звание почетного гражданина города Бреста. В 97-м, когда пограничник умер, на доме № 26 по проспекту Машерова, установили мемориальную доску: "В этом доме проживал Почетный гражданин города Бреста Варлам Михайлович Кублашвили".
Память об этом человеке жива - из уст в уста пересказывает истории о нём нынешнее поколение сотрудников. Например, один из множества случаев, произошедший в конце 70-х. Заприметил как-то Варлам Михайлович, бывший «по гражданке», в одном из магазинов Бреста польку - покупательницу большой партии будильников. Женщина товар в магазине оплатила, и попросила отложить - заберет позже. Пограничник, понимая, что этот товар поедет контрабандой ближайшим поездом на Польшу, тут же представился продавщице и вместе с ней …завёл все купленные иностранкой будильники на время, соответствующее прохождению досмотра. План сработал на все 100. Одновременно в нескольких сумках в зале досмотра раздались трели спрятанных будильников…

Изображение

«70-е - это поток золота и эмигрантов…»

-После трехгодичной срочной службы в пограничных войсках я решил связать свою жизнь с этой профессией навсегда и никогда об этом не пожалел,- говорит Анатолий Петрович Муриенко, полковник в отставке.- Сам я дитя войны, родился в 41-ом. Когда пришел на работу в 69-м сюда в ОКПП, бок о бок трудился с теми, кто прошел войну, с фронтовиками. Общение с ними - это самое ценное, что я получил. Это были люди невероятной скромности и порядочности. Их честность и добросовестность при выполнении служебного долга - исключительный пример для нас. Бесценный опыт на всю жизнь. Работать было сложно. Поток людей и поездов большой: 18 пассажирских поездов в сутки плюс 70 грузовых, в каждом из них 60 вагонов. Технического оснащения минимум. Представьте, в руки берешь железный штырь, и десяток раз каждый из этих 60 вагонов с сыпучими грузами протыкаешь. А ещё взобраться и спуститься…Только отработал - тебя ждет военный эшелон - проверка по военным билетам до 900 человек сразу.

Изображение

Рассказал Анатолий Петрович о том, что в 70-е годы был велик поток тех, кто эмигрировал из страны. Эти люди вывозили с собой невероятное количество драгоценностей и денег, прибегая к фантастическим ухищрениям.

-Представляете, пересекает границу в коляске инвалид, или несут полностью парализованного человека, или крохотный младенец в люльке, так вот - эти люди и их коляски, кресла и прочее будут целиком и полностью напичканы драгоценностями и деньгами. Или вот, перед вами в багаже вроде обычная ваза. Дорога, как память, говорит владелец, и тащит ее с собой на историческую родину. Начинаешь изучать вазу, и оказывается, что наклеенные декоративные камешки на ней - бриллианты на сотни тысяч долларов. Или помню старика еврея, который с собой пианино вез. Он убеждал, что оно ему жизненно необходимо. Я предложил сыграть – оказалось – не умеет. Значит, в инструменте что-то спрятано! Работали в основном по интуиции… Помню, как разбирали багажные ящики. В них обычно было не одно дно. Такие громадины размером 3 на 3 метра и столько же в высоту были наполнены личными вещами эмигрантов, но при досмотре они оказывались настоящими сокровищницами. Из одного однажды извлекли сразу 28 кг золота. В другом – никогда не забуду – среди каких-то заколочек и ленточек нашли несколько золотых корон, усыпанных алмазами. И все закоулки вагонов пассажирских поездов тоже скрывали золотые изделия. Их контрабандисты на пластилине приклеивали буквально ко всему: к бачку унитаза , к ножке стола…В год мы задерживали до 450 кг золота, вывозимого за рубеж. Старались провезти в основном золото и деньги. Помню, открыли люк в тамбуре вагона, а нам на голову рухнул дождь из денег. 48 тысяч рублей в 73-м году! Мы их сутки пересчитывали, оформляя задержание…

ИзображениеИзображение

Но благодаря высокой бдительности и добросовестности выполнения своего служебного долга такими людьми, как и наш сегодняшний собеседник, попытки провоза контрабанды через государственную границу пресекались и пресекаются. Не можем не сказать, что за свой честный труд Анатолий Муриенко имеет 16 медалей и 38 почетных грамот.

7 томов атласов паспортов мира

Давно нет той страны, чью границу начинали охранять пограничники ОКПП в 1945-м, давно нет... Но сегодня есть новое государство - Беларусь, на страже рубежей которого нужно стоять ничуть не менее бдительно. Ежедневно, как и 70 лет назад, для доблестного выполнения долга заступают на службу люди в зеленой форме.
- Мы единственный пункт в республике, где осуществляется перестановка колесных пар на поездах. Это, понятно, накладывает свою специфику на работу, - говорит Геннадий Прохоцук, начальник отделения пограничного контроля «Брест, пассажирская станция». - В сутки у нас 14-16 поездов. По пассажиропотоку - это полторы тысячи человек. Работать с людьми – всегда не просто, у всех ведь свое настроение, свои эмоции. И знаете, удивляет порой легкомысленное отношение пассажиров к проверке паспортов. Частенько можно услышать, что, мол, сложно что ли быстро штамп поставить в документ.
Всё сложно, действительно сложно. В подлинности предъявленных пассажиром документов пограничник должен быть абсолютно уверен. 7 томов атласов паспортов мира не пробовали досконально изучить – так и хочется спросить у нетерпеливых путешественников. Именно с таким внушительным объемом информации нужно постоянно работать сотрудникам пограничного пункта. Не так давно в руки сотрудника здесь подали к проверке паспорт страны Белиз. Убеждена, многие даже не знают, где находится эта страна (Центральная Америка), а не то, что как выглядит паспорт ее гражданина.

Изображение

- Подлинность документа, это одна сторона вопроса,- говорит контролер отделения Андрей Денисюк.- Другая, чтобы паспорт предъявил его реальный владелец. Порой очень сложно определить это по фотографии. Мы в спорных случаях всегда совещаемся в коллективе и принимаем общее решение. С гражданами, например, Казахстана, Афганистана, Пакистана работать непросто. Лично я всегда пристально сравниваю с фото ушные раковины и линию роста волос - это отличные ориентиры.

Изображение

Кавказский вопрос

По-прежнему большим остается количество граждан Северного Кавказа, в основном чеченской национальности, пересекающих границу на железнодорожном пункте в Бресте. Спасаясь от особенностей жизни на родине, чеченцы бегут на Запад целыми деревнями. Землей обетованной для себя они выбрали благополучную Германию - за последние годы поток чеченских мигрантов в эту страну вырос в разы. Они едут большими семьями по несколько десятков человек, с маленькими детьми, а из багажа у них с собой только ручная кладь. Эти люди не скрывают, что цель их поездки в Польшу - добиться от местных властей статуса беженцев. Но задерживаться надолго в стране мигранты не намерены. Большинство из тех, кому удается получить заветный статус от польских чиновников, тут же пытаются перебраться в Германию, чтобы попросить о политическом убежище уже немцев.

Несколько таких семей мы увидели и в день визита «БК» на железнодорожную станцию. Им отказали во въезде в Польшу и вернули обратно в Беларусь. С разъяснительной беседой к ним сразу подошёл сотрудник пограничной службы.
- Сейчас поток граждан Северного Кавказа несколько снизился,- говорит Геннадий Прохоцук.- Пик пересечения ими границы приходился на весну 2013 года. Тогда в одном поезде их насчитывалось по 500 человек!
Маршрут Брест-Тересполь оптимальный для кавказцев, которые, являясь гражданами РФ, могут без визовых проблем добраться до Бреста, и просто пересесть на электричку в Тересполь. Обычно они прибывают сюда ночным поездом из Москвы, ночуют на вокзале и утром отправляются в Польшу.

Отделение пограничного контроля « Брест, пассажирская станция» было и остается одним из лучших в республике по результатам оперативно-служебной деятельности. За свою 70-летнюю историю оно многократно награждалось переходящими знамёнами, почетными знаками и грамотами. Сотрудники отделения являют собой яркий пример преданного служения Родине. С праздником, уважаемые пограничники!

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
"Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались сутками, неделями... Из 485 западных застав, ни одна не отошла без приказа... Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что война продлится еще 1414 дней. Павшие в июне сорок первого пограничники не могли услышать залпов Победы. Родина салютовала тем, кто шел к великой победе... и тем кто сделал к ней первой шаг..."
Ответить

Вернуться в «ОКПП “Брест”-во времена СССР»