К 70-летию ОКПП "Брест"...

Ответить
Аватара пользователя
admin
Сообщения: 959
Зарегистрирован: 08 ноя 2013, 12:52
место службы:

К 70-летию ОКПП "Брест"...

Сообщение admin »

24 мая 2015 года исполнилось 70 лет, как на охрану Государственной границы СССР заступил Отдельный контрольно-пропускной пункт «Брест».

Эта дата — прекрасный повод вспомнить былые времена и еще раз выразить уважение людям особой профессии, тем,кто первыми встречает и провожает пересекающихгосударственную границу..
В бытность Советского Союза ОКПП «Брест» по пропускной способности уступал только ОКПП «Москва».И для нас, в разные годы служивших в этой части, день ее создания — особая дата. Она выше сиюминутных политических пристрастий, потому что ее назначение — еще больше сплотить ветеранов ОКПП.
В середине мая 1974 года воинский эшелон привез в Брест молодых призывников из Среднего Поволжья. В их числе был и я. В день прибытия в часть мне как раз исполнилось 20 лет.
На учебном пункте ОКПП «Брест» нам предстояло за полтора месяца подготовиться к службе в подразделениях границы. Помню, взводом командовал старший лейтенант Николай Шапрунов, совсем недавно пришедший в войска «по партнабору».
Сразу же начались упорные тренировки. Например, наш первый отбой на заставе имени А. Кижеватова длился минут 30 — мы учились укладываться в несколько десятков секунд норматива.
По окончании курса молодого бойца меня распределили в межокружную сержантскую школу при ОКПП «Брест». Почти полгода я изучал предметы спецподготовки для контролерского состава. Полученные там навыки мне впоследствии пришлось отрабатывать в 1-й контролерской роте ОКПП «Брест» под руководством капитана Л. Гусева.
Первыми моими наставниками были старшины А. Черепанский,В. Мельниченко и Н. Долинский.
Они учили меня буквально чувствовать границу.

Изображение

Службу я нес на автопереходе «Варшавский мост» и железнодорожной станции «Брест-пассажирская», ощущая себя в роли этакого «универсального солдата».
До сих пор помню свой первый заграничный поезд. Он следовал из Польши. В одном из его свободных купе обнаружили контрабанду — то ли проводник, то ли кто-то из пассажиров пытался укрыть от таможенного контроля 120 цветастых головных платков. Стоимость партии была неболь-
шой, всего 600 рублей, зато груз не дошел до спекулянтов!
Я старался брать пример со своего сослуживца Н. Долинского.Он призвался на полгода раньше меня, ходил в наряды по досмотру автотранспорта на переходе «Варшавский мост» в темно-синем комбинезоне и с электрическим фонарем в руках. На то,как он досматривал автомашины и автобусы загранследования с пассажирами,любо-дорого было смотреть:четко, тактично, профессионально! Укрыть от его внимательного взгляда запрещенные к провозу предметы или вещества казалось просто невозможным:он обнаруживал их даже в маслофильтре, даже под резиновой накладкой педали тормоза…
А разве можно забыть тех офицеров, прапорщиков, под руководством которых мы, сержанты срочной службы, выходили на охрану советской границы? В самый разгар «холодной войны» противостоять проискам иностранных спецслужб нам помогали Д. Мариничев, Н. Колесин, Н. Попов,Н. Коренчук, Е. Кондратович,В. Самофалов, А. Ростов, В. Карпович, В. Карпенко, А. Догадов.
Помню, однажды глубокой осенью возглавляемый В. Ковальчуком пограннаряд в составе В. Мельниченко и В. Сергиевского на автопереходе
«Варшавский мост» обнаружил в грузовике московского «Совтрансавто» контрабанду на сумму 30 тыс. рублей. В металлических бочках
были укрыты 100 метров кримпленовой ткани, зонты, парики, куртка и платки с золотой нитью…
Это была самая крупная контрабанда за последние несколько лет. Правда, рекорд продержался недолго. Летом 1975 года старшина срочной службы В.Покарев, оформляя пассажиров поезда Хук-Ван-Холанд — Москва,обратил внимание на беспокойное поведение двух иностранных студентов, возвращающихся с каникул. И не зря! В межпотолочном пространстве их купе были обнаружены товары ширпотреба,которые молодые люди спрятали от таможенного контроля. Сумма оценки этой контрабанды составила более 50 тыс. рублей! Старшина В. Покарев в тот год одним из первых срочников был награжден медалью «За отличие в охране государственной границы».
Неоднократно за время своей службы задерживали предметы контрабанды, оружие, материалы антисоветского содержания старшины Н. Марухленко, В. Годлевский, В. Игуменов, В. Малыш,старшие сержанты О. Горбунов, Н. Мандриевский, Ю. Ерко,К. Бойко, А. Гребенюк, В. Орлов,М. Почернин, В. Волков, сержанты Н. Турченко, Н. Кулиев,В. Корякин, Н. Лесниченко. В 1975 году контролерами подразделений части было задержано 13 нарушителей госграницы. ОКПП«Брест» тогда был отмечен сразу тремя Красными знаменами — от Главного управления Пограничных войск КГБ СССР, управления Западного пограничного округа и ЦК ВЛКСМ.

Изображение

Когда подошли последние дни моей срочной службы в контролерской роте ОКПП «Брест», настало время выбирать:вернуться домой или продол-
жить военную карьеру. Я решил остаться. После успешного окончания Всесоюзного института прапорщиков и мичманов, действовавшего при Голицынском военно-политическом училище имени К. Ворошилова, в феврале 1977 года мне присвоили звание прапорщика. Назначение я по-
лучил на должность контролера ОПК «Варшавский мост». Именно там мне довелось стать настоящим профессионалом. Скажу честно, было в те годы нелегко: молодая семья, маленький ребенок, съемное жилье, изнурительная служба, минимум выходных и максимум общественной нагрузки… В общем, лет через пять я было задумался об увольнении. Но тут начальство пообещало мне жилье. Кроме того, я получил новое назначение.
Весной 1982 года, вернувшись в часть по завершении отпуска, я услышал от начальника штаба:«Иди на строевой плац, принимай «афганский» взвод»… На плацу меня ждали 22 молодых пограничника в застиранном камуфляже, с панамами на головах вместо зеленых фуражек. Этих ребят,отслуживших по полгода на КПП «Термез» и «Кушка», командиры направили осваивать профессию контролера автодорожного отделения. Так на полгода я стал врио комвзвода.

Изображение

Выпускные экзамены мои «афганцы» сдали на «хорошо» и «отлично».Получив сержантские погоны и контролерские познания, они уехали в свои части,но потом еще долго писали мне письма, благодарили за обучение.На память о той, первой, группе подопечных у меня осталась пограничная панама.
Руководству сержантской школы понравился стиль моей работы с молодыми пограничниками, и следующие три года я оставался инструктором службы КПП. А в начале 1985 года школу сократили. Меня командировали в отделение пограничного контроля «Брест-пассажирское». Это подразделение стало продолжателем традиций 1-й контролерской роты, где проходила моя срочная служба.
В новом коллективе я раскрылся как специалист контролерского дела, как общественник, выбранный сослуживцами в совет контролеров части,в товарищеский суд чести прапорщиков, в парткомиссию при политотделе части. Приятно было работать рядом с такими асами контролерской профессии, как старший прапорщик В. Кублашвили — гроза контрабандистов и олицетворение преданности че-
кистскому сословию.

Изображение

Из командиров мне особенно запомнился полковник А. Назаренко, который позже служил на ОКПП «Москва». Честный, принципиальный во всех отношениях офицер, он не имел «любимчиков» и «родственной касты», был одинаково строг со всеми, обеспечивая этим высокую дисциплину
среди подчиненных. И каждого заставлял думать избегая шаблонных подходов к решению служебных задач.
В то время я заочно окончил курсы военкоров при редакции газеты Западного пограничного округа «Советский Пограничник»,которая дислоцировалась в Киеве,и начал нештатное сотрудничество с журналами «Пограничник»,«Вестник границы» и окружной газетой, представляя в них Брестский пограничный гарнизон, поднимая вопросы службы, материального обеспечения, жизни и отдыха контролерского состава подразделений ОКПП «Брест».
Грамота от редакции журнала «Пограничник» до сих пор хранится в моем семейном архиве.

Изображение

Не зря ел я и «солдатский хлебушко» в качестве контролера. К примеру, до сих пор помню вьетнамца, выезжающего за границу на поезде Москва — Шверин,предназначенном для перевозки советских военнослужащих и членов их семей с территории Германии. Представьте себе: ночь,
поезд, вагон без света с 15 пассажирами. В последнем купе —вьетнамец и два советских офицера. Проверил документы — все нормально. Начал досмотр. Вижу,вьетнамец дрожит весь, явно неот холода… Перевернул в купе все! Открыл все, что открывалось!Осталась одна батарея отопления,
закрытая кожухом. Я встал на колени, поднял кожух и обнаружил между трубами два черных грязных носка, чем-то туго набитых.Доложил о находке начальнику.В присутствии таможенника мы вспороли носки и увидели там настоящий клад! Кольца, перстни,броши и другие украшения общей
стоимостью, как выяснилось впоследствии, более 70 тыс. рублей!На эту сумму в те годы можно было купить несколько легковых
автомобилей.
Еще были в моей практике обнаружения 40 тыс. рублей в межпотолочном пространстве купе,где ехала руководитель туристической группы,следовавшей
из Ярославля в Польшу; черной икры; старинных икон; долларов США в сумме 3,5 тыс…
Награждали ли за такие находки? Нет. Это была наша повседневная работа. Единственный раз за 15 лет службы на вокзале я получил премию — 50 рублей— от Брестского отделения же-лезной дороги. Орденов и медалей тоже не нахватал. Не принято было в то время, особенно для прапорщиков…
Довелось мне послужить и независимой Беларуси, но это была уже совсем другая история. В 1993 году ОКПП «Брест» как отдельная часть перестал существовать.
Сегодня традиции, благодаря которым ОКПП «Брест» заслужил прекрасную репутацию в масштабах Советского Союза, продолжают стражи рубежей суверенной республики.


Александр Колесов...фото автора
Ответить

Вернуться в «ОКПП “Брест”-во времена СССР»