Страница 1 из 1

Жители выселенной деревни посетили старые кладбища

Добавлено: 29 апр 2017, 10:44
pogranec
Жители выселенной деревни под Брестом посетили свои старые кладбища впервые с 1946 года...


На Радовницу жителям села Прилуки (Брестский район) разрешили посетить старое кладбище. Впервые с 1946 года — в тот год Советский Союз провел «пограничную полосу».-(12 застава "Котельня-Боярская" Брестской пограничной группы)

Сёла над Бугом тогда попали под отселение. Прилуки, Заказанка, Дуричи, Збунин — жители десятков сёл были вынуждены покинуть свои дома. Это была человеческая драма, а иногда и трагедия. О ней до сих пор мало известно.

Жителей не пускали даже на кладбище, оно находится к юго-западу от села Прилуки:

Кладбище там старинное. И вообще, Прилуки и Заказань (ныне — Заказанка) — старинные селения. Здесь, на песчаных холмах в долине Буга, люди живут беспрерывно на протяжении 10 тысяч лет

В 2017 году стараниями отца Дмитрия, нового священника Покровской церкви в Прилуках, которые нашли понимание у пограничников, жители получили возможность посетить старое кладбище без пропусков, по паспортам. Стариков пограничники подвезли на своей машине. Одна женщина, садясь в автомобиль, заплакала от переполнявших ее эмоций.

Крестный ход, или по-старинному — «процессия», шел по тому полю — «лука» означает приречный луг, огибаемый рекой в ее излучине, — которое давным-давно дало название Прилукам.

От кладбища за 70 лет мало что осталось: десятка два полуразрушенных памятников.

86-летняя Вера Свирид из Заказанки надеялась найти могилу деда. Но следа ее не осталось.

ИзображениеИзображение

Наталья, сестра певца и композитора Игоря Корнелюка (он корнями из этих мест) нашла могилу своей бабушки Акулины. Та умерла 30-летней в 1935 году. «У меня слезы потекли!» — говорит она.

Наталья (в малиновой куртке) нашла могилу бабушки, которая умерла 30-летней в 1935 году.

Благоустройство старинного кладбища стало возможным благодаря инициативе отца Дмитрия из Покровской церкви в Прилуках и разрешению пограничников.

На кладбище установили железный крест.

Как вспоминают пожилые люди, на кладбище деревьев не было, теперь же здесь вырос лес.

ИзображениеИзображение

В 1905 году в Прилуках насчитывалось 1459 жителей. К 1921 году численность населения сократилась до 383 человек — остальные погибли во время «беженства» в России.

Выселение людей с границы было типичным для советского тоталитаризма решением. Отгораживались даже от стран «народной демократии». В «пограничную полосу» попала 800-метровая от реки зона. Между тем, большинство сел издревле стояли над рекой. Для сравнения: на другой стороне Буга, в Польше, все остались жить на своих местах, даже если дом стоял в 20 метрах от Буга.

«В Старой Заказани у нас был сад большой, свои пчелы. А на новом месте — ни яблоньки. В колхозе работали за трудодни, «за палочки», как говорили. А мне летом так хотелось яблочка… А купить не за что. Бывало, увижу на улице огрызок, помою его и съем, — рассказывает уроженка Заказанки Валентина (девичья фамилия Корнелюк). — А дед мой Григорий так любил пчелами заниматься. Он выселения не перенес. Выйдет из дома, сядет и смотрит на запад, где вся жизнь осталась. Так и умер, змарнив», — рассказывает Валентина.

В низинах над водой видна работа бобров. А из кустов при нас выскочили три косули. В пограничной зоне, как в заповеднике, приволье зверью и рыбе. «Я видел стадо из шестидесяти косуль!» — рассказал сопровождавший нас лейтенант-пограничник.

Если установить охранные знаки на сохранившихся здесь, древних курганах, тогда это место станет не только местом памяти, но еще и уникальным историческим памятником — кладбище как связь времен и, одновременно, жертва отселений, происходивших в ХХ веке.

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение