Как на таможне узнают нарушителя по мимике и одежде...

Ответить
Аватара пользователя
pogranec
Администратор
Сообщения: 3389
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 10:38
место службы: Республика Беларусь
Дата призыва и окончания службы: 28 мая по н/с
Контактная информация:

Как на таможне узнают нарушителя по мимике и одежде...

Сообщение pogranec »

Когда человек прилетел в аэропорт и забирает багаж с ленты — за ним уже поздно наблюдать? «Что вы, самое время», — отвечает Юлия Кабешева и смотрит на десятки людей, недавно прилетевших рейсом из Хургады. Журналист пообщался с представителем таможни «Минск-2» и узнал, что визуальный профайлинг проводят не только в американских сериалах.

Изображение

Найти иголку в стоге сена

Рейс из Хургады, с которого как раз сейчас выпускают пассажиров, не самый напряженный — чаще всего им летят именно отдыхающие. Люди ждут багаж, кто-то разговаривает по телефону, сообщая, что хорошо долетел, дети нетерпеливо бегают по залу. Для неподготовленного человека люди в аэропорту сливаются в однородную толпу, для сотрудника таможни их походка, поведение, количество багажа при себе — объект анализа.
Юлия Кабешева по первому образованию — историк, по второму — юрист. Вторая профессия привела на таможню «Минск-2», что в Национальном аэропорту: сначала на работу с пассажирами, потом в отдел по борьбе с контрабандой, а после и на нынешнюю должность начальника отдела анализа и управления рисками.

Изображение
Юлия объясняет: сложнее всего работать именно с пассажирами, потому что тут вступает в дело пресловутый человеческий фактор.

Потоки грузов, международных почтовых отправлений, пассажиропоток — все это нужно проанализировать, понять, где может таиться риск, и найти иголку в стоге сена.
— В советское время анализ пассажиропотока заключался только в визуальном профайлинге и контроле — стопроцентном или выборочном. Сегодня существует выборочный профайлинг — мы досматриваем не всех пассажиров, которые пересекают границу. И чтобы поменьше беспокоить пассажиров, необходимо переходить на новый этап проверки — выходя на рейс, нужно понимать, с кем ты имеешь дело, — рассказывает Юлия Кабешева.
Источники информации о пассажирах таможня не раскрывает, за исключением общеизвестных. Например, сведения о том, кто летит в страну, можно получить от авиакомпаний. Информация о том, как пассажиры самолетов могут прятать контрабанду, наркотики, незадекларированную валюту, — из учебников, оперативных сводок, отчетов о задержаниях в других аэропортах мира и богатого личного опыта.

Изображение

— Вообще анализ начинается с того момента, когда человек зарегистрировался на рейс в аэропорту отправления. Способ оплаты билета, его покупки, летит ли с человеком багаж — эти детали могут иметь значение для оценки того, кто перед нами. Когда самолет вылетает, в таможне прилета уже есть список лиц, на которых надо обратить внимание, — говорит собеседница.
В первую очередь анализируют перелет людей, которые уже где-то «засветились». Потом круг сужается. Отдельное внимание уделяется наркоопасным направлениям — Африке, Латинской Америке, Азии.
— Вообще основная задача таможни — защитить население от международных преступных групп, которые занимаются наркобизнесом, перемещают оружие, боеприпасы, холодное оружие. Но есть и люди, которые не захотели или забыли задекларировать деньги, которые перевозят, выдают партии товара за предметы личного пользования — это тоже нарушители закона.

Дьявол кроется в деталях

Двое молодых людей, взяв багаж, перед входом в зеленый коридор останавливаются, весело смотрят на сотрудниц таможни, а потом один из них машет рукой и выдает: «До свидания!».
Юлия внимательно смотрит в ответ, улыбается, кивает и рассуждает:
— Вот и пойми. Или это просто приветливость, или человек пытается отвлечь внимание — может быть и такое.
Бывает, провозя что-то запрещенное, пассажиры могут даже разыграть скандал.
— Визуальный профайлинг имеет огромную роль. По поведению пассажира еще до того, как он пройдет по зеленому коридору, можно понять, стоит ли на него обратить внимание. Однако тут ремарка: если у человека что-то болит или он с кем-то поругался — он тоже может показаться странным, но это не означает, что он нарушитель. Если поведение человека совпадает с признаками наркокурьера — это не значит, что человек наркокурьер. Многое выясняется на опросе, а потом ты уже понимаешь, как человека будешь досматривать.

Изображение

Есть множество деталей, на которые обращают внимание на таможне. Например, вот у этого человека обшарпанный чемодан — вероятно, он часто летает. А в той компании у всех одинаковые чемоданы — иногда это связано с тем, что перевозится партия товара.
Причина насторожиться часто бывает совсем простой. Скажем, если у человека при себе нетбук, которым он не умеет пользоваться — в некоторых случаях это может означать, что его снаряжали в поездку.

— Люди в странной одежде привлекают внимание сотрудника таможни?

— Они привлекают внимание и в обычной ситуации. В аэропорту может быть и такой вариант: человек в странной одежде специально послан, чтобы отвлечь внимание от неприметного человека. Часто, перемещая наркотики, человек отправляется к тому, кого в глаза не знает. И они договариваются о какой-то отличительной особенности, которой не будет у других.

— Шрамы? Татуировки? Обращаете на них внимание?

— Они являются маркером именно по лицам, которые участвовали в боевых действиях, занимались терроризмом.
Хоть в целом сериалы вроде «Теории лжи», где всю подноготную об обманщиках читают по лицам, Юлия Кабешева и считает «немного сказочными», но признает, что «доля правды там есть»:
— Бывает, человек, который обманывает, суетится, мешает осуществлять контроль, где-то доступ открывает, а где-то — препятствует. Или бросается сам: давайте я вам покажу. А бывает и наоборот: преступник может замереть, отвернуться и даже не смотреть, как проверяют его багаж. Есть и те нарушители, которые ведут себя абсолютно естественно — так что все воспринимается в совокупности. Хочу добавить, что часто волнение означает просто волнение. Волнуются при прохождении таможенного контроля все — я и сама волновалась, когда летала.
Помочь уличить пассажира в крупном преступлении — например, перевозке наркотиков в себе, может целый комплекс наблюдений.
— Некоторые наркокурьеры не могут ничего выпить, съесть, — иначе все переварится. Опять-таки: кто-то может употреблять какие-то наркотические средства. Наличие питьевой воды в сумке, каких-то специальных средств, — кратко объясняет собеседница.

Читать людей помогает интуиция

Изображение
— Когда я пришла работать на таможню, поначалу не могла привыкнуть к наблюдательности коллег-мужчин, — смеется Юлия. — Сидишь, а кто-то: «У тебя там на колготках затяжка» или «Набойка отвалилась — надо бы починить». Настолько глаз-алмаз.

Помимо опыта и наблюдательности помогает интуиция. Юлия рассказывает, как интуиция когда-то помогла ей остановить абсолютно неприметного пассажира:
— Рейс заканчивался, все пассажиры уже вышли, осталась пара человек, которые получали визу. Рейс был «неопасный» — Вена, стандартные командированные иностранцы. Мы уже в принципе заканчивали свою работу — готовились к тому, чтобы передать место другой смене. Напряжение, когда ты контролируешь каждый шаг, спало. По зеленому коридору шел один из последних пассажиров — не посмотрел на таможню, просто шел. Высокий, симпатичный, лысый, представительный командированный иностранец, стандарт законопослушного гражданина. Но у меня что-то екнуло внутри, и я его «завернула» уже на выходе. Обнаружили незадекларированную валюту и четыре килограмма чистого табака (по закону можно ввозить не более 250 граммов табака и не более 10 тысяч долларов без декларирования). В результате — два административных правонарушения.

— Часто сталкиваешься с тем, что сотрудники таможни общаются холодно, у них командный тон, не улыбнутся. Чем объясняется такое? Большим количеством пассажиров? Какими-то инструкциями должностными?

— У нас есть определенная этика, профессиональная манера поведения. Я не могу по-дружески разговаривать с пассажиром, не могу с ним шушукаться, хихикать. Это неприемлемо для должностного лица. Нейтральный тон, который должен настроить на исполнение требований. С одной стороны, ты должен сделать так, чтобы человек исполнил свой долг, с другой — конфликт не красит службу, и тебе неприятно, и пассажиру… Но когда я была на пассажиропотоке, я старалась сделать так, чтобы человек улыбнулся. Даже если он заплатил деньги государству за то, что перемещает лишний вес — но все равно, чтобы ушел если не с улыбкой, но без желания испортить мою карму (смеется).
Юлия может подолгу перечислять признаки и характеры людей, которые проходят мимо сотрудников таможни.
— Одежда. Если это дорогая одежда — марочная она или рыночная. Новая или в катышках, часы — дорогие или нет. Чемоданчики, банкетки, дамские сумочки… Как человек проходит мимо: либо стремится куда-то и делает вид, что тебя не слышит, либо оглядывается по сторонам, как будто что-то ищет. А вот эта девушка, вероятно, ездила в гости к парню за границу, и он ей накупил там всякой косметики, а этот молодой человек с костюмчиком в чехле и небольшим чемоданчиком едет куда-то заключать договор.
Умение «читать» людей переносится и на обычную жизнь.
— Когда работала на сплошном пассажиропотоке, стала замечать. Едешь утром в метро, сидишь, о чем-то задумавшись, и ловишь себя на том, что автоматически даешь человеку краткую характеристику. Куда едет. На работу или куда-то так. Работает кем: офисный работник или рабочий. Женат-не женат, есть дети или нет.
Собеседница говорит, что в личной жизни приходилось слышать упреки по поводу умения анализировать и догадываться.
Напоследок Юлия Кабешева рассказывает: самое сложное в ее работе — очень большая ответственность. Вспоминает свое волнение и одну яркую эмоцию первого дня самостоятельной работы на таможенном контроле:
— Я впервые сама проверяла документы. Человек протягивал мне паспорт, а у него дрожала рука. Это была очень неприятная минута. Мне было сложно привыкнуть к тому, что я не просто Юля, а должностное лицо, и что это нормально, когда у человека дрожит рука. Себя нужно было вписать в эти рамки, в новый образ…

Изображение
"Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались сутками, неделями... Из 485 западных застав, ни одна не отошла без приказа... Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что война продлится еще 1414 дней. Павшие в июне сорок первого пограничники не могли услышать залпов Победы. Родина салютовала тем, кто шел к великой победе... и тем кто сделал к ней первой шаг..."
Ответить

Вернуться в «Отряд пограничного контроля «Минск»»