«Афган» выбивал всю грязь из человека».

Ответить
Аватара пользователя
pogranec
Администратор
Сообщения: 3389
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 10:38
место службы: Республика Беларусь
Дата призыва и окончания службы: 28 мая по н/с
Контактная информация:

«Афган» выбивал всю грязь из человека».

Сообщение pogranec »

61-летний гродненец Валерий Аутко помнит до мелочей свой первый бой в Афганистане и вкус тортов, которые пекли в блиндаже. По его словам, «Афган» «выбивал» всю грязь из человека, иначе там нельзя было выжить.

Изображение

Два года в окопе

Двадцативосьмилетний пограничник Валерий Аутко ушел в Афганистан в 1986 году.

– Накануне в Гродно, – вспоминает, – провели первенство войск КГБ по комплексной полосе пограничника. Принимал в нем участие. Всех 120 призеров первенства направили в Афганистан. У меня была семья, двое детей. Страха не испытывал, хотя кадровые военнослужащие знали, что их отправляют на войну.

Целую неделю Валерий добирался поездом в Среднюю Азию. В туркменском городе Керки прошли 10-дневную подготовку, акклиматизировались, затем военных «разбросали по точкам». Валерий попал в Имам-Сахиб, что в северной провинции Кундуз. До сих пор там ведут борьбу с боевиками «Талибана».

– Специальное подразделение маневренная группа № 1 (ММГ-1), – по привычке словно рапортует собеседник.

ММГ-1 контролировала пограничную полосу, сопровождала колонны с боеприпасами и продуктами, проводила рейды, устраивала засады на бандформирования и караваны душманов, которые везли оружие и наркотики. Валерий Аутко два года практически прожил в окопе.

– Меняли позицию – взрывали его, – рассказывает он. – В часть, которая располагалась в Имам-Сахибе, возвращались в лучшем случае один раз в месяц. Там мылись, получали письма, запасались продуктами, боеприпасами, топливом. С местными общались мало, для этого знали слово «ао» – вода (афганцы сторонились военных из-за страха мести моджахедов – прим.авт.). Мирные жители показались трудолюбивыми, умудрялись даже на песке выращивать продукцию.

Оцинкованная терка

Афганистан показался Валерию страной контрастов. Согласно тамошнему календарю, шел XIV век, а именно 1365 год. Обстановка соответствовала эпохе: люди жили в глиномазаных кишлаках без света и медицинской помощи. Зато ездили на «Тойотах», носили часы Seiko и слушали музыку из кассетного магнитофона Sharp. «Сокровища» цивилизации приобретались на выручку от наркоторговли.

– Иногда местные жители обращались к нашим медикам, своих у них не было. Врачи никому не отказывали, – говорит «афганец».

У пограничников было принято даже внутри своего подразделения держаться группой по 10 человек. Так в бою и быту было легче выжить.

– Готовили свою группу. Я был старшим, но это не освобождало меня от бытовых обязанностей. Кухню обустраивали рядом с окопом. Печкой служило вырытое углубление в глинистом холме, которое протапливали дровами. Там и готовили пищу, даже торты выпекали. Я любил угощать драниками.

Брал оцинкованную крышку от ящика, делал в ней отверстия, она становилась теркой. Картофельные блины считались деликатесом, как и торты. Но обычно готовили плов.

Долгое время не мог есть плоды граната. Однажды мы не дождались бортов с продуктами, находясь на позиции. Четыре дня пришлось есть гранаты, перец и масло в банках, воды не было, – воссоздает армейский быт в Афганистане Валерий Николаевич.

Пес – патрононосец

Страх почувствовал только перед первым столкновением с неприятелем:

– Получили ориентировку о крупной группе бандформирования из двухсот человек. Взяли их «в кольцо». Замешательство чувствовал до первого выстрела. Потом стало понятно, откуда стреляют, где находится противник. Все посторонние мысли исчезли. Среди нас было много 19-летних парней, они быстро взрослели. Конечно, все, кто там побывал, возвращались с посттравматическим синдромом. Одни его пережили, другие не смогли, – вздыхает собеседник.

Он сам получил ранение в плечо, находясь на БТРе. Пострадали все, кто был в экипаже. Когда закончились патроны, ящик с боеприпасами притащила собака Берта, которую старшина часто брал на задание. Долгое время у Валерия в Гродно жил Сахиб, щенок Берты.

Медаль «За отвагу» Валерий Аутко получил за участие в ожесточенном бою. Он не дал прорваться моджахедам и со своей группой всю ночь разрывал темную мглу багровой пулеметной очередью.

По отцовским стопам

На родину Валерий Николаевич вернулся в 1988 году в звании старшего прапорщика. За два года службы в Афганистане он был награжден пятью знаками отличия. Кроме медали «За отвагу», у гродненца есть орден «За службу Родине в Вооруженных Силах» 3-й степени, медаль «За боевые заслуги», медаль «За отличие в охране Государственной границы» и медаль ДРА «От благодарного афганского народа».

– Дружба «афганцев» – не пустые слова. Люди, прошедшие через те тяготы, чувствуют друг друга. Ведь твоя жизнь часто зависела от товарища. Теперь каждый год мы встречаемся, – поясняет Валерий Николаевич.

В запас он ушел в 33 года. До 1998 года возглавлял Гродненскую городскую общественную организацию ветеранов войны в Афганистане. Занимал руководящие должности в РУП «Гродноэнерго», ИООО «ЛУКОЙЛ Белоруссия», РУАП «Гродненская овощная фабрика». Сегодня Валерий Аутко руководит строительными проектами в Москве и имеет агробизнес.

– Мои дети получили высшее образование. Дочь работает в отделе кадров, старший сын занялся бизнесом, младший Евгений учится в Институте пограничной службы в Минске. В детстве его слишком мягко воспитывали мама и бабушка, закормили, – улыбается Валерий Николаевич.

Евгений Аутко считает своего отца примером для подражания:

– Я помню с детства рассказы о боевом ранении, собаке Берте и даже то, что отец не мог после Афганистана есть гранаты. Каждый год 15 февраля я с ним ходил на торжественные мероприятия, посвященные выводу войск.

Женя, не раздумывая, последовал совету отца – поступил в только что открытое кадетское училище в Гродно. Прошел контрактную службу на заставе имени Ф.П. Кириченко, оценил армейский быт. Тот его не испугал.

– Теперь мне даже легче учиться, ведь я уже реально нес пограничную службу. Да и всегда можно посоветоваться с отцом в случае необходимости. Мы друг друга понимаем с полуслова, – подчеркнул Евгений.
"Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались сутками, неделями... Из 485 западных застав, ни одна не отошла без приказа... Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что война продлится еще 1414 дней. Павшие в июне сорок первого пограничники не могли услышать залпов Победы. Родина салютовала тем, кто шел к великой победе... и тем кто сделал к ней первой шаг..."
Ответить

Вернуться в «ГУО "Институт пограничной службы Республики Беларусь"»