Беларуский рубеж обороны Евросоюза от нелегальной миграции

новости с рубежей...
Ответить
Аватара пользователя
pogranec
Администратор
Сообщения: 3389
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 10:38
место службы: Республика Беларусь
Дата призыва и окончания службы: 28 мая по н/с
Контактная информация:

Беларуский рубеж обороны Евросоюза от нелегальной миграции

Сообщение pogranec »

Изображение

Крепость Европа.

Нелегальные мигранты, любыми способами пытающиеся пробраться в «сытую» Европу, всегда были «головной болью» как для пограничной службы любой европейской страны, так и для ее правоохранительный органов. Значительное увеличение потока нелегальных мигрантов, которое, как правило, связывается с началом боевых действий в западно-азиатском регионе, а затем и непосредственно в Сирии, который буквально захлестнул Европу, стало причиной того, что о проблеме нелегальной миграции и необходимости усиления и даже ужесточения противодействия ей заговорили различные политические деятели, руководители международных организаций и даже главы государств. Причем, как правило, вопросы противодействия нелегальной иммиграции связываются с ростом преступности и терроризма в странах Европы. Так, еще до мартовской серии терактов в Брюсселе польским Центром имени Адама Смита был проведен опрос об отношении поляков к мигрантам. 64% поляков высказали мнение, что Польша должна закрыть свои границы перед мигрантами, хотя по мнению эксперта Центра Анны Голембицкой, более половины из них «говорят о закрытии границ очень нерешительно». Только 32% поляков чувствуют себя в собственной стране в безопасности, 19% категорически заявили, что в безопасности себя не чувствуют. Причем, наиболее радикальные и категорические мнения о собственной безопасности и закрытии границ перед мигрантами высказывались в ходе опроса поляки в возрасте 18-39 лет, т.е. наиболее активная часть польских граждан.

В этой связи вполне возможно, что под давлением общественного мнения, находящиеся «у руля» Польши правые консерваторы будут ужесточать иммиграционное законодательство, как это под давлением своих правых партий, в связи с ростом социально-экономических проблем и увеличением террористических актов, уже сделало руководство многих стран – членов ЕС, например Франции, Германии, Италии, Испании, Чехии. Кстати, в некоторых европейских странах, помимо ужесточения законодательства, принимаются и более действенные меры по борьбе с нелегальной миграцией. Например, 16 января 2016 г. власти Австрии объявили о временной приостановке действия Шенгенского соглашения и ввели тотальный контроль на границе. Власти Латвии для задержания нелегальных мигрантов возводят на латвийско-российской границе заградительный забор. Общая протяженность этого заграждения – 92 км, минимальная высота (с учетом колючей проволоки по его гребню) – 2,7 м, примерная стоимость – EUR 17 млн. По информации Министра внутренних дел Латвии Рихардса Козловскиса все работы по усилению защиты границ Латвии с Россией и Беларусью должны быть завершены до 2020 г., а на обустройство этих границ и на повышение эффективности пограничной службы необходимо EUR 80 мл.

Также власти Латвии заявили о необходимости внесения поправок в Уголовный закон, ужесточающих наказания за ввоз в страну нелегальных мигрантов. В частности, предлагается установить сроки тюремного заключения для пособников – сотрудников пограничной охраны или иных должностных лиц – до 5 лет, для участников организованной преступной группы – от 2 до 8 лет. По мнению начальника Государственной пограничной службы Нормундса Гарбарса, ужесточение наказания за эти виды преступлений приведет к значительному сокращению попыток проникновения нелегальных мигрантов на территорию Латвии.

О «силовых методах» укрепления своих границ заявили и власти Венгрии, которые планируют использовать для их охраны армейские подразделения. Однако как армия будет охранять границы – не ясно. Например, будет ли вестись огонь на поражение или использоваться более «гуманные» средства, как, например, в лагерях для беженцев на границе с Сербией, где конфликты «гасятся» полицией с применением слезоточивого газа.

Летят, плывут, идут.

Меж тем, нелегальная миграция в Европу по-прежнему в десятки раз превышает легальную. Так, по обобщенным данным Института Миграционной Политики (MPI) и Международного центра по развитию миграционной политики (ICMPD) в настоящее время в странах Европы находится около 10 млн. нелегальных мигрантов и их количество возрастает примерно на 15% в год, так как только через Средиземное море в Европу проникает не менее 100-120 тыс. нелегалов в год. Еще несколько десятков тысяч мигрантов проникают в Европу по легальным каналам: туризм, транзитный проезд, въезд по служебным и частным делам, учёба, трудовые контракты, обращение о предоставлении убежища. Оставшись в странах пребывания по истечении срока действия визы эти «законные мигранты» пополняют «армию» нелегалов.

Подавляющее же большинство «нелегалов» пробирается в Европу «потайными тропами», которых существуют великое множество. Причем это не только пробирающиеся через слабо контролируемые участки границ европейских стран, въезжающие по поддельным документам «под носом» утративших бдительность европейских пограничников, прячущиеся в багажном отделении самолетов или привязывают себя к их шасси, рискуя замерзнуть или умереть от кислородного голодания, «форсирующие» на всевозможных плавсредствах Средиземное море, рискуя «попасть на обед» к его обитателям. Причем помимо этих опасностей, нелегальные мигранты подвергаются опасности стать жертвами торговцев людьми, которые могут обратить их в рабство или «пустить на запчасти».

Однако нелегальная иммиграция – прибыльный бизнес, поэтому уже существует множество организаций, готовых предложить свои услуги и доставить в страны Европы из любого уголка планеты каждого, кто в состоянии оплатить эти услуги. Такие организации, имеющие разветвленную структуры, действуют и в странах «исхода», и в странах «приема», основными из которых являются Германия, Италия, Испания, Франция, Португалия, Нидерланды.

Очевидно, в первую очередь благодаря эффективной деятельности таких организаций, не смотря на принимаемые европейскими странами меры по ужесточению миграционного законодательства и усилению охраны своих побережий и границ, численность нелегальных мигрантов постоянно увеличивается, а следовательно – растет и прибыльность бизнеса по доставке иммигрантов. Например, по данным правоохранительных служб Испании и Италии, в 2004 г. в эти страны прибыло 29 тыс. нелегальных иммигрантов, в 2005 г. – 34 тыс., в 2006 г. – 57,6 тыс., хотя по данным миграционных служб ЕС, до 2011 г. в страны Европы прибывало примерно 20-25 тыс. нелегалов со всех направлений, в том числе и через Россию, Украину и Беларусь.

Ситуация кардинально изменилась с конца 2013 г. (как будто кто-то поджег фитиль) – уже в начале 2014 г. миграционные службы ЕС сообщили о более 100 тыс. нелегальных мигрантов, большинство из которых устремилось в Австрию, Германию и Великобританию. Причем, по информации правоохранительных и миграционных служб, эти мигранты, не зная ни одного из европейских языков, отлично знают нюансы миграционного законодательства европейских стран. Например, они прекрасно знают, что для предоставления места в лагере беженцев и первоначальной помощи, в том числе и финансовой, им достаточно устно заявить о своем желании получить статус беженца. Так как по законам ЕС беженец ставится на учет там, где было зарегистрировано его заявление, то все нелегалы стремятся подать такое заявление на территории Германии, где размеры финансовой помощи гораздо выше, чем, например, в Италии или Греции. В этой связи в Германии уже неоднократно вспыхивали различные акции протеста нелегалов, «возмущенных» тем, что прибывшие сюда в прошлом году их «собратья» получают EUR 1600-1800 в месяц, а они – только EUR 1200-1300! Учитывая, что в декабре 2015 г. власти Германии официально подтвердили, что с начала года в стране зарегистрировано более 1 млн. мигрантов, нетрудно подсчитать, в какую сумму обойдется федеральному бюджету даже исправление этой «несправедливости».

Тем не менее, официальные власти Германии убеждают собственных граждан в полезности и необходимости миграции, так как в Европе число пенсионеров растет, количество работников снижается, а мигранты это восполнят. Так, уже эмигрантами являются 25% строителей и 30% рабочих автопроизводства во Франции, более половины шахтеров Бельгии. Однако мигранты «новой волны» вряд ли станут к станку или спустятся в забой, они привыкли требовать денег, благ, права жить по своим обычаям и законам. Так что, как бы не пришлось немцам самим в забой спускаться, чтобы прокормить этих «гостей», которые уже начинают чувствовать себя хозяевами.

Также нетрудно подсчитать и ту прибыль, которую получили различные организации, специализирующиеся на «оказании услуг» по доставке нелегалов на берега Рейна и Эльбы. Учитывая, что цена «билета в Европу» составляет от USD 5 до 15 тыс., т.е. в среднем USD 10 тыс., то это не менее USD 8 млрд только за 2015 г. Но это в среднем и примерно, реальная же сумма раза в два больше, так как стоимость «билета в Европу» по некоторым направлениям гораздо больше. Например стоимость «билета в Европу» из Сирии по «турецкому маршруту» – USD 20-23 тыс.

Таким образом, бизнес на нелегалах является весьма прибыльным, поэтому увеличение потока нелегальных эмигрантов происходит на всех путях их проникновения в ЕС, в том числе и на пути через Беларусь, чему в немалой степени способствует «открытая» граница с Россией.

Изображение

На границе тучи ходят хмуро…

Однако для многих обладателей «билета в Европу», путь туда заканчивается не на берегах Рейна и Эльбы, а на берегах Буга, Немана или Двины. Так, например, в 2015 г. беларускими пограничниками было задержано 8,1 тыс. нарушителей законодательства о госгранице (на 25% больше, чем в 2014 г.), почти 900 нелегальных мигрантов (почти в 2 раза больше, чем в 2014 г.), из которых 410 – вьетнамцы.

Изображение

Фактически не изменилась ситуация и в 2016 г. Так, с начала года на границах Беларуси со странами ЕС задержано 32 нелегальных мигранта, причем даже из таких «экзотических» регионов, как Непал и Тибет. Однако по-прежнему «в лидерах» выходцы из социалистического Вьетнама, которые составляют 30% от общего количества всех задержанных, причем следуют они к границе, как правило, в составе групп, что свидетельствует о налаженной системе организации.

Однако об эффективности охраны границы Беларуси, скорее – охраны границы Евросоюза беларускими пограничниками, нельзя судить только лишь по фактам задержания нелегальных мигрантов и их пособников на «зеленой границе» или в пунктах пропуска, т.к. охраняемая граница – это фактически лишь один из рубежей защиты Европейского союза от нелегальной миграции Беларусью, причем крайний, третий. Т.е. если группа нелегальных мигрантов задержана пограничниками у границы, значит те «умудрились» благополучно миновать два предыдущие, которые, учитывая, что маршрут следования нелегалов к границам Беларуси со странами ЕС начинается в России, схематически можно представить следующим образом.

Изображение

Т.е. прибывающие на территорию Беларуси с целью нелегального проникновения в страны Евросоюза, иностранные граждане должны попасть в поле зрения органов внутренних дел. Однако здесь определенная сложность в том, что, как свидетельствует Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь, большинство нелегальных мигрантов, которых задерживают беларуские пограничники на 2-м и 3-м рубежах, въехали в Беларусь или на законных основаниях по национальным документам (туризм, поступление в учебные заведения, деловые, служебные или частные приглашения), или воспользовавшись безвизовым порядком въезда в Российскую Федерацию и отсутствием пограничного контроля на границе Беларуси и России. При этом используются поддельные и похищенные паспорта, поддельные приглашения на получение беларуской визы, документы на законное пребывание в Республике Беларусь, документы на получение виз стран Шенгенского соглашения, поддельные и похищенные визы этих стран.

Таким образом, деятельность сотрудников органов внутренних дел по выявлению нелегальных мигрантов на этом рубеже на первый взгляд сродни «поиску иголки в стоге сена». Однако это на первый взгляд. В действительности же органами внутренних дел довольно эффективно осуществляются комплексы различных мероприятий, например, по контролю мест компактного пребывания иностранных граждан (рынков, вокзалов, общежитий, гостиниц и т. д.) и выявлению среди них находящихся на территории Беларуси без правовых оснований. Проводятся скоординированные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции по противодействию незаконной миграции, включая торговлю людьми, под условным наименованием «Нелегал». Осуществляются проверочные мероприятия в отношении правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства. Кстати, при проведении указанных мероприятий, довольно актуальной является проблема идентификации личности иностранных граждан и лиц без гражданства. В этой связи еще в 2001 г. в МВД Республики Беларусь были разработаны первые методические материалы по идентификации личности иностранных граждан и лиц без гражданства. Впоследствии, на основе изучения опыта работы Европейского Союза при идентификации личности лиц, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца, некоторых других стран, а также опыта государств – участников СНГ, были разработаны методики проведения идентификации личности иностранных граждан и лиц без гражданства, задержанных компетентными органами без документов, удостоверяющих личность, которые нашли свое широкое применение в деятельности специальных и правоохранительных органов Беларуси. В настоящее время они используются органами пограничной службы при задержании лиц без документов, следственными подразделениями и органами дознания при расследовании уголовных дел, возбужденных в отношении иностранных граждан, органами внутренних дел при проведении процедуры депортации или высылки лиц, нарушающих законодательство, подразделениями по гражданству и миграции при урегулировании правового статуса лиц, утративших документы, удостоверяющие личность, учреждениями исполнения наказаний при нахождении там иностранцев и подготовке для них документов, необходимых для выезда из Беларуси.

Горячий 2015 год.

В результате проведения различного рода профилактических, оперативных и специальных мероприятий, правоохранительными органами Беларуси в 2015 г. была выявлена 21 организованная группа нелегальных мигрантов общей численностью 84 человека (в 2014 г. – 11 организованных групп общей численностью 44 человека), раскрыто 288 преступлений (в 2014 г. – 260), связанных с нарушением срока запрета въезда в Беларусь, и 49 – с организацией незаконной миграции (в 2014 г. – 76), по которым предварительное расследование было окончено в 2015 г. Также в 2015 г. за нарушение законодательства о правовом положении иностранцев к административной ответственности привлечено более 23,2 тыс. иностранцев (в 2014 г. – 21,2 тыс.) (источник).

Таким образом, благодаря деятельности правоохранительных органов на 1-м рубеже, до 3-го рубежа не добрались как минимум 21 организованная группа нелегальных мигрантов общей численностью 84 человека и еще несколько десятков нелегалов-одиночек.

На 2-м рубеже защиты границы, которым является приграничная территория, т.е. территория непосредственно примыкающая к Государственной границе, осуществляют свою деятельность оперативные подразделения пограничной службы, зачастую совместно со специальными подразделениями органов внутренних дел.

Кстати, немалую помощь им, как и пограничникам «зеленой границы», оказывают дружинники и местные жители-активисты. Так, благодаря их помощи в 2015 г. только на участке Гродненской пограничной группы было задержано 8 «нелегалов» из 77 нарушителей государственной границы.

Хотя, информация о деятельности оперативных подразделений пограничной службы, как правило, является закрытой, некоторые ее результаты все же известны. Например, еще в конце августа – начале сентября 2014 г. оперативными сотрудниками пограничной службы совместно с сотрудниками 9-го управления (по Гродненской области) Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией была пресечена деятельность международной организованной преступной группы, осуществлявшей незаконную миграцию граждан Вьетнама из России через Беларусь в страны Евросоюза.

В январе 2015 г. оперативными подразделениями Отдельной службы активных мероприятий (ОСАМ), Лидского и Полоцкого пограничных отрядов в результате совместных мероприятий с оперативными подразделениями пограничных служб Литувы и Латвии была вскрыта и пресечена деятельность международной преступной группы, организовавшей канал нелегальной миграции граждан Вьетнама, Грузии, Армении и России чеченской национальности транзитом через Беларусь в страны ЕС, действовавший с ноября 2014 г. В составе этой группы были граждане Польши и России, причем один из организаторов, российский гражданин чеченской национальности, постоянно проживал в Австрии. Кроме того, в ходе операции было выявлено пять граждан Беларуси, являвшихся перевозчиками и проводниками. Результатом проведенных совместных мероприятий стало задержание 35 незаконных мигрантов, 6 организаторов и пособников.

Деятельность еще одной международной преступной группы, осуществлявшей нелегальное перемещение граждан Вьетнама из России в страны Евросоюза через Беларусь, сотрудниками ОСАМ была пресечена 31 июля в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. В составе этой группы были два выходца из Чечни и четыре гражданина Киргизии.

15 декабря 2015 г. в результате совместной деятельности оперативных сотрудников Гродненской пограничной группы и Лидского пограничного отряда, ГУБОПиК МВД и ОГАИ была пресечена деятельность еще одной международной преступной группы, осуществлявшей нелегальную миграцию граждан Вьетнама с территории России через Беларусь в Литуву. В ходе совместных действий были задержаны все участники преступной группы: гражданин Молдовы, три гражданина России, из которых двое уроженцы Чечни и две гражданки Беларуси, а также 9 нелегалов – граждан Вьетнама.
Оперативными сотрудниками Отдельного отряда пограничного контроля «Минск» была пресечена противоправная деятельность 60-летнего гражданина Турции, в отношении которого было возбуждено и передано уже в суд уголовное дело по организации канала незаконной переправки граждан Ирака и Сирии в страны Евросоюза. Этот гражданин вошел в доверие к двум гражданам Беларуси, один из которых перевез из России в Беларусь на личном автомобиле 8 иностранцев, которые были представлены ему туристами из Ирака и Сирии.

Всего же за 2015 г. на 2-м рубеже было пресечено более 40 каналов незаконной транзитной миграции (в 2014 г. – около 20), задержано 70 (в 2014 году – 30) организаторов и пособников незаконной транзитной миграции, в числе которых граждане России, Кыргызстана, Таджикистана, Армении, Узбекистана, Ирака, Ливана, Литувы, Турции, Грузии, Украины и Беларуси. Также в 2015 г. в рамках борьбы с незаконной миграцией было возбуждено более 145 уголовных дел в отношении порядка 170 лиц из которых за организацию незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 371-1 УК Республики Беларусь) к различным срокам лишения свободы (от 1 до 4,5 лет) было осуждено 25 чел.

За спокойствие ЕС платят из беларуского кармана.

Несомненно, осуществляя защиту стран ЕС от нелегальной миграции, Беларусь несет немалые финансовые издержки. В частности, затраты на депортацию задержанных нелегальных мигрантов и нарушителей границы должны возмещаться ими самими. Однако, зачастую у них в карманах «гуляет ветер». Ведь пересечение границы Беларуси со странами ЕС в их представлении это уже заключительный этап их длительного пути «к лучшей жизни», который требует немалых затрат. Поэтому имевшиеся денежные средства, как правило, уже истрачены, ведь впереди Германия и, как минимум, EUR 1300 евро в месяц «немецких щедрот». А тут беларуские пограничники, которые рассеивают сладкие грёзы. В результате «обратный билет» несостоявшемуся «беженцу» в Евросоюз оплачивает Беларусь, причем, стоимость некоторых из них несколько тысяч евро.

Изображение

Однако о какой-либо компенсации Беларуси этих затрат со стороны Евросоюза предложений не поступало. Очевидно, там заняты поиском средств для 1,5 млн. мигрантов, которые требуют 500 евро «прибавки к жалованию». Беларусам о такой зарплате только мечтать.

Леонид Спаткай
"Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались сутками, неделями... Из 485 западных застав, ни одна не отошла без приказа... Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что война продлится еще 1414 дней. Павшие в июне сорок первого пограничники не могли услышать залпов Победы. Родина салютовала тем, кто шел к великой победе... и тем кто сделал к ней первой шаг..."
Ответить

Вернуться в «Государственная граница»