ВОДИТЕЛИ-МЕЖДУНАРОДНИКИ ПОЯВИЛИСЬ В БРЕСТЕ БОЛЕЕ 40 ЛЕТ НАЗАД И ПРИНЕСЛИ В ГОРОД ЧАСТИЦУ ДРУГОГО МИРА...
В августе 1963 года из СССР была осуществлена первая международная перевозка груза автомобильным транспортом, а уже в 70-х годах к этому направлению подключился Брест. Именно здесь, на границе с Европой, был построен огромный контейнерный терминал по обслуживанию линии «Япония – Дальний Восток – Брест – Европа», на базе которого было создано предприятие «Совтрансавто-Брест», подчинявшееся непосредственно Москве.
В 80-е годы его персонал насчитывал 1800 человек, включая 1100 водителей-международников, прозванных в народе «софиками». Это была особая каста, свободно перемещавшаяся «по заграницам», куда простому советскому человеку путь был заказан. Именно они привозили в Брест двухкассетные магнитофоны, джинсы Montana и толстенные немецкие каталоги с товарами, за возможностью полистать которые брестские модницы выстраивались в очередь. «Софиков» почитали, с ними искали знакомства – и за каждым их шагом пристально следила госбезопасность. Как это было, в канун Дня автомобилиста по нашей просьбе вспомнили «софики» со стажем Анатолий, Николай и два Александра, до сих пор работающие на международных грузоперевозках в СП «Веставто». Именно в него в нулевые трансформировался «Совтрансавто-Брест».
ПАРТБИЛЕТ, СЕМЬЯ И БЕЗУПРЕЧНАЯ РЕПУТАЦИЯ
Человек без партийного билета не мог даже и мечтать устроиться на работу в «Совтрансавто». В первые годы работы предприятия водителей искали по колхозам и заводам. Выбирали лучших из лучших, отдавая предпочтение женатым и с детьми. Потом образовалась очередь: список мечтающих работать «софиком» рос с каждым днем. Каждый потенциальный претендент проверялся на благонадежность, его родители – тоже, и не дай Бог, если у кого-то обнаруживались родственники за границей. Некоторое время принятый на работу человек ходил в слесарях или перецепщиках, потом стажировался, накручивая тысячи километров по республикам СССР. Те, кто пришли в «Совтрансавто» с рекомендацией от своей партийной организации, могли сделать всего пару рейсов по Союзу и зачислялись в группу, которую непосредственно готовили к поездкам за границу. Без рекомендации КПСС разрешения на выезд ждали от года до трех лет.
Счастливчиков, зачисленных в группу, натаскивали по всем направлениям: ПДД, безопасность, правила поведения… Предприятие курировали два сотрудника госбезопасности, которые проводили с водителями жесткий инструктаж: как себя вести, с кем разговаривать, что делать, если кто-то «там» попытается установить близкий контакт. Преподавали немецкий язык: наш человек за границей должен был уметь хотя бы спросить дорогу и заказать обед в кафе. Экзамен по немецкому «софики» сдавали каждый квартал. Благодаря этому – и языковой практике, конечно, – многие выучили его в совершенстве…
«ГДР – ЭТО ПОЧТИ ДОМА»
Около 80 % международных перевозок из Бреста приходилось на контейнеры из Японии. Они приходили в Брест по железной дороге, здесь перегружались и развозились по всей Европе. Брестские «софики» объездили ее вдоль и поперек. А в странах соцлагеря, особенно в ГДР, вообще чувствовали себя как дома. Это с 90-х, когда в Европу рванули все кому не лень и в туалетах на немецких заправках стали пропадать крючки для полотенец и жидкое мыло, отношение к выходцам из СССР кардинально поменялось. А тогда к советским «софикам» относились с особым уважением. И было за что. Тяжеленные фуры они водили аккуратно, были всегда корректны и опрятны. Это сейчас дальнобойщик может позволить себе выйти из кабины в спортивных штанах с вытянутыми коленками. Тогда все были «упакованы» в фирменную синюю форму с эмблемой «Совтрансавто» и при галстуке. Лицо страны! Водители вспоминают: если на фирме, куда они приезжали разгружаться, была своя столовая, такого быть не могло, чтобы их там не накормили.
МАРКИ ПРЯТАЛИ В ПОЛЬШЕ
«Софики» были едва ли не единственными в стране людьми, кто держал в руках иностранные деньги. Валюту страны назначения выдавали перед рейсом, все данные (сколько получил, сколько привез обратно) заносились в валютную книжку водителя. У некоторых из моих собеседников эти книжки сохранились до сих пор. Командировочные расходы подразумевали заправку топливом (в некоторых странах можно было заправиться за талоны), гостиницу, ну и суточные, конечно. Суточные были роскошными. За рейс в ФРГ, к примеру, их набегало порядка 350-400 марок. Понятно, что каждый стремился сэкономить, чтобы привезти родне и друзьям презенты. Экономили без труда. Брали в дорогу домашнее сало, которое тогда не было в Европе под запретом. Обедать предпочитали в ГДР, где огромных размеров айсбайн (свиная рулька) стоил всего 6 марок, а салат к нему в любом количестве прилагался бесплатно.
Если планировалась более крупная покупка, подразумевалось, что надо валюту подкопить. Но как, если ввозить в СССР больше 200 марок было нельзя? Самые изобретательные придумали такой выход: сэкономленные суточные заворачивали в бумагу, помещали в банку и… закапывали в Польше в лесу, под какой-нибудь памятной сосной или березой.
При желании валюту страны назначения можно было перевести на чеки. В ряде случаев, когда командировка предстояла в страны соцлагеря или Иран, водители так и делали: ну что ты купишь в том Иране? Отоваривали чеки в магазинах «Березка». В Бресте в то время таких было аж два, но наши люди предпочитали тратить свои чеки в Вильнюсе, где ассортимент товаров был много больше. Телевизор Panasonic, купленный там в 1985 году, до сих пор работает в одной из брестских квартир. Некоторые водители умудрялись столько насобирать «на чеки», что могли купить «Волгу» – автомобиль-мечту советского человека.
КОВРЫ, ЧАСЫ И СЕРВИЗЫ «МАДОННА»
«Софики» не занимались фарцовкой, и в этом мои собеседники категоричны. Говорят, смысла не было. Один раз попадешься, даже на мелочи, сразу с работы вылетишь. Но просьбы друзей и родственников что-то привезти, конечно, выполняли. Кроме двухкассетных магнитофонов, цена на которые на черном рынке доходила до 1000 рублей, особой популярностью у брестчан пользовались ковры. Свой ковровый комбинат к тому времени в городе давно работал, но купить его продукцию можно было только по блату. А тут ковер заграничный! Немецкий или австрийский! Цена на них в зависимости от размера колебалась от 400 до 900 рублей. И люди готовы были отдавать такие деньги, потому что тратить их, по большому счету, все равно было не на что. А те, кто не тратил, потом очень в этом раскаивались. Молва рассказывает про нашего земляка, который после развала СССР потерял 80 тысяч «союзных». Для сравнения: в советские времена построить двухэтажный дом «под ключ» можно было за 25 тыс. рублей.
Что еще просили привезти? Очень модные в то время чайные и кофейные сервизы «Мадонна» из ГДР. Обувь Salamander. Часы «ориенты» и женские «крабики», джинсы и косметику. Да, собственно, и все остальное, что купить в наших магазинах без нужных связей было невозможно.
ЗА ЧИСТОТУ МУНДИРА
Таможенные правила в то время позволяли привозить по одному ковру и магнитофону за рейс, но слишком активная деятельность в этом направлении не просто не приветствовалась руководством предприятия, но пресекалась. То ли таможня подавала в партком сведения, сколько и чего водитель привез, то ли доброжелатели начальству докладывали, но тех, кто увлекался, вычисляли – и увольняли. Предприятие «Совтрансавто-Брест» было не просто крупнейшим в СССР. Оно считалось кузницей кадров водителей-международников и этой репутацией дорожило. Был случай, когда водителя на год отстранили от заграничных командировок за единственный журнал с эротическими картинками. Человек купил его в ФРГ в дорогу и элементарно забыл выбросить перед границей.
ВРЕМЯ ВЫБРАЛО ИХ
В действительности работа водителя-международника ни тогда, ни сейчас не была усыпана фиалками. Было в их работе всякое. Они видели, как бомбили в 1999 году Нови-Сад, когда возили гуманитарную помощь в пылающую гражданской войной Югославию. Они попадали под обстрелы, когда поднялась Чечня, через которую фуры шли транзитом. А в католической Польше под Седльце возле дороги до сих пор стоит православный крест. Здесь 30 лет назад в ДТП погиб белорусский «софик», и проезжающие мимо фуры отдают ему дань протяжным сигналом. Но время залечивает раны, а человеческая память благодаря ностальгическим ноткам способна окрашивать события прошлого в более приятные тона. Так что и мы попытались вспомнить только хорошее...
БРЕСТ...ВОДИТЕЛИ-МЕЖДУНАРОДНИКИ ПОЯВИЛИСЬ БОЛЕЕ 40 ЛЕТ НАЗАД
- Рома Брест
- Сообщения: 1202
- Зарегистрирован: 10 авг 2016, 22:18
- место службы: 2187
- Дата призыва и окончания службы: не служу
БРЕСТ...ВОДИТЕЛИ-МЕЖДУНАРОДНИКИ ПОЯВИЛИСЬ БОЛЕЕ 40 ЛЕТ НАЗАД
Брестская Краснознаменная пограничная группа имени Ф.Э. Дзержинского
Вернуться в «История границы...»
Перейти
- Государственная граница
- ↳ Государственная граница
- ↳ Международная панорама
- ↳ Страны Балтии и Скандинавии...
- ↳ Польша
- ↳ Вестникъ контрабандиста
- ↳ Служба в ОПС по контракту...
- ↳ Спортивные мероприятия
- ↳ Государственная граница и религия...
- ↳ Новости форума...
- ↳ Учебка...
- ПАМЯТЬ : БЕЛОРУССКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ОКРУГ
- ↳ Белорусский пограничный округ по состоянию на 22 июня 1941 года
- ↳ ПАМЯТЬ: БЕЛОРУССКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ОКРУГ
- ↳ УПРАВЛЕНИЕ БЕЛОРУССКОГО ПОГРАНИЧНОГО ОКРУГА
- ↳ КРАСНОАРМЕЙСКИЙ АНСАМБЛЬ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК НКВД
- ↳ КУРСЫ ШОФЕРОВ БЕЛОРУССКОГО ПОГРАНИЧНОГО ОКРУГА
- ↳ ОТДЕЛЬНАЯ РОТА СВЯЗИ
- ↳ ОТДЕЛЬНАЯ САПЕРНАЯ РОТА
- ↳ 105 КРЕТИНГСКИЙ ПОГРАНОТРЯД
- ↳ 106-й ТАУРАГСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ОТРЯД
- ↳ 107 МАРИАМПОЛЬСКИЙ ПОГРАНОТРЯД
- ↳ 86-й АВГУСТОВСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ОТРЯД
- ↳ ПОГРАНИЧНИКИ БЕЛОРУСКОГО ПОГРАНИЧНОГО ОКРУГА
- ↳ 87-й ЛОМЖАНСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ОТРЯД
- ↳ 88-й ШЕПЕТОВСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ОТРЯД
- ↳ 17-Й БРЕСТСКИЙ ПОГРАНОТРЯД
- ↳ ТРАНСПОРТНАЯ РОТА 17-го КРАСНОЗНАМЕННОГО ПОГРАНИЧНОГО ОТРЯДА
- ↳ 83-й МАЛО-СЛОБОДСКОЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ОТРЯД
- ↳ 13-й БЕРЕЗИНСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ОТРЯД
- ↳ 16-й ДЗЕРЖИНСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ОТРЯД
- ↳ 18-й ЖИТКОВИЧСКИЙ ПОГРАНОТРЯД
- ↳ ШКОЛА МЛАДШЕГО КОМСОСТАВА БЕЛОРУССКОГО ПОГРАНИЧНОГО ОКРУГА
- ↳ 10-Я ОТДЕЛЬНАЯ АВИАЭСКАДРИЛЬЯ ПОГРАНВОЙСК
- ↳ 22 июня 1941 г.-пограничники принимают бой...
- Пограничные отряды и части
- ↳ Брестская Краснознаменная пограничная группа имени Ф.Э. Дзержинского
- ↳ история погранотряда
- ↳ вч/2187
- ↳ в/ч 2054-остров "Пограничный"
- ↳ Школа сержантского состава
- ↳ ОКПП “Брест”-во времена СССР
- ↳ ММГ
- ↳ ОПС "Высоко-Литовск"
- ↳ ОПС "Малорита"
- ↳ ОПК "Варшавский мост"
- ↳ ОПК "Брест-пассажирская станция",
- ↳ ОПК "Буг" имени старшего прапорщика В.М.Кублашвили
- ↳ ОПК"Козловичи"
- ↳ ОПК "Мокраны"
- ↳ ОПК"Домачево",
- ↳ ОПК "Песчатка",
- ↳ ОПК"Заречица",
- ↳ ОПК"Олтуш",
- ↳ ОПК"Томашовка",
- ↳ ОПК"Хотислав",
- ↳ 1-ая застава"Хвойники",
- ↳ 2-ая застава "Переров" имени Г.И. Кофанова,
- ↳ 3-ая застава"Каменюки"
- ↳ 4-ая застава "Казимирово",
- ↳ 5-ая застава "Песчатка" имени И.П. Барсукова,
- ↳ 6-ая застава "Токари",
- ↳ 7-ая застава "Новоселки",
- ↳ 8-ая застава "Огородники" имени И.П. Беляева,
- ↳ 9-ая застава "Теребунь",
- ↳ 10-ая застава "Козловичи",
- ↳ 11-ая застава "Брест" имени А.М. Кижеватова,
- ↳ 12-застава "Котельня-Боярская",
- ↳ 13-ая застава "Знаменка",
- ↳ 14-ая застава "Домачево" имени А.А. Новикова,
- ↳ 15-ая застава "Липинки" имени А.А. Завидова,
- ↳ 16-ая застава "Томашовка"
- ↳ 17-ая застава "Орехово"
- ↳ Гродненская пограничная группа
- ↳ история погранотряда
- ↳ в/ч2141
- ↳ КПП "Гродно"-во времена СССР
- ↳ ОПС "Поречье"
- ↳ ОПК "Брузги"
- ↳ пограничный пост "Бершты"
- ↳ ОПК "Привалка"
- ↳ ОПК "Берестовица"
- ↳ ОПК "Свислочь"
- ↳ ПОГК "ПОРЕЧЬЕ"
- ↳ ПП "Мотыли"
- ↳ 1-ая застава имени Героя Советского Союза В.М.Усова
- ↳ 2-ая застава "Польные Богатыри" имени Кириченко Ф.П-бывшая им. Советско-польской дружбы
- ↳ 3-ая застава "Беляны"
- ↳ 4-ая застава "Брузги" им. Сивачёва
- ↳ 5-ая застава "Подлипки"
- ↳ 6-ая застава "Одельск"
- ↳ 7-ая застава "Русаки"
- ↳ 8-ая застава "Семеновка"
- ↳ 9-ая застава "Галынка"
- ↳ 10-ая застава "Пограничный"-бывшая "Минчики"
- ↳ 11-ая застава "Рыболы"
- ↳ 12-ая застава "Качки"-"Лесная" имени Казакевича Д.В
- ↳ 13-ая застава "Тушемля"-"Могилёвская"-("Чоло")
- ↳ 14-ая застава "Соничи"
- ↳ 15-я застава "Привалка"
- ↳ Лидский пограничный отряд
- ↳ история погранотряда
- ↳ в/ч 1234
- ↳ ОПК "Бенякони-1"
- ↳ ОПК "Бенякони-2"
- ↳ ОПК "Геранёны"
- ↳ ОПК "Дотишки"
- ↳ ОПС «Вороново»
- ↳ 1-ая застава "Бенякони"
- ↳ 2-ая застава "Дотишки"
- ↳ Пограничная застава "Геранены"
- ↳ Пограничная застава "Дробишуны"
- ↳ Пограничная застава "Заболоть"
- ↳ Пограничный пост "Сурвилишки"
- ↳ Пограничный пост "Субботники"
- ↳ Сморгонская пограничная группа
- ↳ история погранотряда
- ↳ в/ч 2044
- ↳ Учебный центр Пограничных Войск в/ч 1259
- ↳ ОПС "Гудогай"
- ↳ ОПК "Каменный лог"
- ↳ ОПК «Котловка»
- ↳ ПП "Лоша"
- ↳ ПП "Кемелишки"
- ↳ ОПС "Ошмяны"
- ↳ ОПС "Поставы"
- ↳ ОПК “Мольдевичи”
- ↳ ПП "Клевица"
- ↳ ПогЗ "Лынтупы" имени Героя Советского Союза Пустельникова
- ↳ ПогЗ "Лоша"
- ↳ ПогЗ "Молодечненская"
- ↳ ПогЗ "Островецкая"
- ↳ ПогЗ "Каменный лог"
- ↳ ПогЗ "Ярево"
- ↳ Пограничный пост «Крейванцы»
- ↳ Пинский пограничный отряд
- ↳ история погранотряда
- ↳ в/ч 1235
- ↳ Учебный центр Пограничных Войск
- ↳ ОПС "Дрогичин"
- ↳ ОПС "Речица"
- ↳ ОПК "Верхний Теребежов"
- ↳ ОПК "Невель"
- ↳ ОПК "Кобрин"
- ↳ ОПК "Мохро"
- ↳ ОПК "Горынь"
- ↳ Мобильная пограничная застава ОПС «Речица»
- ↳ ПогЗ "Дивин"
- ↳ ПогЗ "Радостово"
- ↳ ПогЗ "Сварынь"
- ↳ ПогЗ "Мохро"
- ↳ ПогЗ "Городная"
- ↳ ПогЗ "Ольманы"
- ↳ Застава "Одрижин"
- ↳ Полоцкий пограничный отряд
- ↳ история погранотряда
- ↳ в/ч 2034
- ↳ Учебный пункт
- ↳ ОПС «Верхнедвинск»
- ↳ ПП "Урбаны"
- ↳ ОПК "Бигосово"
- ↳ ОПК "Видзы"
- ↳ ОПС «Опса»
- ↳ ОПС "Григоровщина"
- ↳ 1-ая застава "Совейки"
- ↳ 2-ая застава "Бигосово" имени Николая Хохлова
- ↳ 3-ая застава "Плюсы"
- ↳ 4-ая застава «Друя»
- ↳ Застава "Урбаны"
- ↳ Застава "Видзы"
- ↳ ПП «Друя»,«Карасино», «Пакульня» и «Козяны»
- ↳ Гомельская пограничная группа
- ↳ история погранотряда
- ↳ в/ч 1242
- ↳ ОПК "Гомель Аэропорт"
- ↳ ОПК "Веселовка"
- ↳ ОПК "Комарин"
- ↳ ОПК "Новая Гута"
- ↳ ОПК "Тереховка"
- ↳ ОПК "Терюха"
- ↳ ОПС "Прудок"
- ↳ Отдел береговой охраны, комендатура «Лоев»
- ↳ Контрольный пост "Некрасов"
- ↳ Застава "Лоев" имени Сушанова
- ↳ Застава "Асаревичи"
- ↳ Застава "Глыбоцкое"
- ↳ Застава “Кравцовка”
- ↳ Застава "Круговец-калинина"
- ↳ Застава "Усохская Буда"
- ↳ Застава "Хойники"
- ↳ Застава "Деражичи"
- ↳ Застава "Карповка"
- ↳ Застава "Семеновка"
- ↳ Мозырский пограничный отряд
- ↳ история погранотряда
- ↳ в/ч 1257
- ↳ ОПК "Александровка"
- ↳ ОПК "Глушкевичи"
- ↳ ОПК "Новая Рудня"
- ↳ ОПК "Словечно"
- ↳ Застава Роза Люксембург
- ↳ 1 погз "Мозырь"
- ↳ застава "Дзержинск"
- ↳ погз "Киров"
- ↳ застава "Хоменки"
- ↳ Застава "Глушкевичи"
- ↳ Застава "Боровое"
- ↳ Застава "Подгалье"
- ↳ Застава "Гребени"
- ↳ Пограничный пост - застава "Наровля"
- ↳ Группа материально-технического обеспечения органов пограничной службы,рота почетного караула,оркестр и ансамбль органов пограничной службы
- ↳ войсковая часть 1463
- ↳ войсковая часть 2007
- ↳ оркестр и ансамбль органов пограничной службы
- ↳ ОПОГК"Минск"
- ↳ Отряд пограничного контроля «Минск»
- ↳ Отдельная авиационная эскадрилья ОПС РБ
- ↳ Учебная часть младшего командного состава Западного пограничного округа...
- ↳ в/ч 2222
- Пограничники других стран
- ↳ Граничарите на България
- ↳ ГРАНИЧАРИ - СРБИЈА
- ↳ Straż Graniczna Komenda Główna Straży Granicznej
- ↳ Пограничная охрана Латвии
- ↳ Служба охраны государственной границы Литвы
- ↳ МАГАВ
- ↳ Державна прикордонна служба України
- Учебные и медицинские заведения
- ↳ ГУО "Институт пограничной службы Республики Беларусь"
- ↳ Центр подготовки специалистов пограничного контроля "Института пограничной службы"(г.Брест)
- ↳ Центр по подготовке специалистов пограничной службы (г.Сморгонь)
- ↳ Кинологический центр ОПС
- ↳ 1-й военный госпиталь органов пограничной службы Республики Беларусь
- ↳ 2-й военный госпиталь органов пограничной службы Республики Беларусь
- Советы юриста,общественные организации и объединения
- ↳ Юридическая помощь,
- ↳ ПО "Часовые границы"
- ↳ Общественное объединение "Пограничники Могилева"
- Конкурсы и мероприятия...
- ↳ Конкурсы и мероприятия...
- ↳ "БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ, НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ...
- по страницам истории
- ↳ История границы...
- ↳ История органов госбезопасности в РСФСР и СССР (1917—1992)
- ↳ Пограничные музеи, выставки, объединения...
- ↳ Польский Брест-над-Бугом (1921-1939)
- ↳ Брест 1939-1941.Между молотом и наковальней
- ↳ Гродно перед грозой 22 июня 1941 года...
- ↳ Великая Отечественная война...
- ↳ Поисковики...
- ↳ Герои-пограничники нашего времени
- ↳ Пограничники за границей...
- Истории,рассказы,байки,фильмы...
- ↳ от ЧК до КГБ
- ↳ Если надо-порвем НАТО
- ↳ документальные фильмы и телепрограммы...
- ↳ Книжная полка...
- ↳ видеоклипы
- ↳ Фильмы про пограничников online...
- Наши хобби...
- ↳ Охота...
- ↳ Рыбалка...
- ↳ Баня...
- ↳ Коллекционеры...
- ↳ Другие хобби...
- ↳ Тихая охота за грибами
- Пограничный
- ↳ Эстафета славных дел...
- ↳ Дикие звери на границе
- ↳ Встретимся, мы обязательно встретимся...
- ↳ "Не зная, что сказать, пограничник молчать не станет"...
- ↳ Наши пограничные традиции...
- ↳ Юмор и просто хорошие материалы...
- Пограничный киоск
- ↳ Пограничный киоск