Страница 1 из 1

«Золушка» из 1932-го

Добавлено: 10 окт 2014, 10:52
pogranec
Изображение

В первой из глав, посвященных русской гимназии, мы упомянули о любительских спектаклях и балетах, ставившихся в стенах учебного заведения в тридцатые годы. По удивительному совпадению, в дни подготовки той ностальгической публикации в четырнадцатой школе Бреста под большим секретом готовили свою премьеру. Учитель белорусского языка и литературы Галина Зайко, имея в уме двойной юбилей автора (120 лет) и пьесы (90), поставила со старшекласниками купаловскую «Павлинку». Костюмы одолжили, декорации рисовали сами.
Премьерный показ произвел фурор: игра школьных актеров покорила педагогов и сверстников. Счастлив был и директор, которого находчивые артисты не без оснований объявили в «титрах» инженером-осветителем.
Публикуемый снимок сделан более семидесяти лет назад – в декабре 1932-го, на новогодней елке которого гимназисты и ученики начальной школы инсценировали «Золушку». Юных актеров, большинства из которых, увы, уже нет на свете, помогли распознать однокашники, которым судьба подарила долгий век.
Со многими из запечатленных на фото читатель встретится в последующих главах, но не только это подвигает нас на подробное их перечисления. В нижнем ряду присели слева направо Оля Гоздецкая (старшая сестра будущего управляющего стройтрестом № 8, во взрослой жизни завуч седьмой школы), сестры Роза и Нина Филипук (обе стали американками) и Ира Корнелюк. Второй ряд открывает Паж с туфелькой – Тася Рыдлицкая (вырастет в красавицу; в конце оккупации уедет с семьей на Запад и тоже осядет в США). Девочка в профиль нам не известна; улыбается темненькая со стрижкой – первая ученица класса, будущий славист, профессор Нью-Йоркского университета Валя Микуловская; с косой – героиня нашей следующей главы Надя Мороз; миловидная Золушка с распушенными волосами – Лёля Шилгейко с Киевки; маленькая Валя Веремеюк и Лёсик Пантелевич с наклеенными усиками и бородкой, сын адвоката и регента церковного хора (в спектакле – мама и папа героя); Принц – белокурый Борис Ящук; Мачеха – Аня Калиновская; неизвестная; во френче – Вадим Яковлев, скаутский активист, что выйдет ему боком осенью 1939-го, как и его будущей жене – стоящей рядом Жене Радушевич.
Пройдет еще семьдесят, а может, сто лет, и какая-нибудь из ныне существующих или еще не открывшихся (сколько, поди, воды утечет!) брестских газет вот так же опубликует пожелтевший снимок актеров «Павлинки» из давно состарившегося и поредевшего 11-го «А».
Берегите фотографии.


Василий САРЫЧЕВ