СОКОЛЫ И СОКОЛКИ

Ответить
Аватара пользователя
pogranec
Администратор
Сообщения: 3389
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 10:38
место службы: Республика Беларусь
Дата призыва и окончания службы: 28 мая по н/с
Контактная информация:

СОКОЛЫ И СОКОЛКИ

Сообщение pogranec »

Изображение
Гимназические шествия под оркестр были «за польских часув» (старые брестчане обратили внимание автора на неверность употребления единственного числа в получившем у нас устойчивость выражении «польский час») явлением общепринятым, и первомайские демонстрации последующих времен не воспринялись в наших краях советским «ноу хау». Прижилась и еще одна принесенная из центральной Польши традиция: по субботам и в канун государственных дат (Дня конституции 3 мая и Дня независимости 11 ноября), когда на город начинали спускаться сумерки, на улицы Бреста-над-Бугом (так город звался с 1923-го по 1939-й) выходили оркестры, торжественными мелодиями напоминавшие жителям, какой день грядет. Явление обозначалось малопонятным словом «цапстшык», но было в городе любимо, внося в обывательское существование элемент праздника. Освещенное факелами шествие выглядело эффектно и притягательно. (Старая любовь не ржавеет – в советские годы город надолго сохранит привязанность к духовым оркестрам, легкие марши и вальсы которых будут непременным атрибутом субботнего и воскресного парка, причем некоторые неумирающие мелодии придут из вычеркиваемых новой властью «царских» и «панских» лет, продолжая оставаться, как сейчас бы сказали, хитами – взять напевные «Амурские волны» или задорно-озорную «По улицам ходила большая крокодила»).
Цапстшык имел свой маршрут – оркестры шествовали по улицам Унии Любельской (Ленина), Садовой (Орджоникидзе), Стецкевича (Комсомольской), 3-го Мая (Пушкинской), Сенкевича (Маяковского), Ягеллонской (Машерова), Зыгмунтовской (К. Маркса)… Шли оркестры один за одним, выдерживая квартал интервала, чтобы не перебивать друг другу мелодии.
В отличие от вечерних цапстшыков, школьные шествия под оркестр были явлениями другого порядка. Бывший ученик польской Механической гимназии Тадеуш Буйновский вспоминал, как в течение учебного года каждое воскресенье учащиеся совместно посещали в его случае костел. Он описал свои марши по улице 3-го Мая в приходской костел Воздвижения на мессу: «В это раннее воскресное утро улицы зияли пустотой; магазины наглухо заперты, только открытые двери кафе приглашали зайти. Время от времени можно было видеть группки людей, возвращающихся с более ранней мессы, а среди них – улыбающиеся лица родителей. Кое-где на углу застыли неподвижно старые дрожки в ожидании раннего пассажира. Только фырканье коня прерывало дрему заспанного, в черной клеенчатой накидке, извозчика. Эхо наших шагов отражалось от «кошачьих лбов» улицы, включая и ритм играющего оркестра во главе шествия. Обязательным было и возвращение в школу (проводить оркестр) этой же дорогой, только более медленным и менее дисциплинированным строем, а если солнце начинало сильнее пригревать, мы поддавались искушению дезертирства…»
Русская гимназия по воскресеньям ходила в церковь. И хотя Братская церковь находилась не просто по соседству, а в пределах одной ограды, педагоги не изменяли правилу выстраивать нарядно одетых учеников в колонну с оркестром и идти по улице маршем. Любопытно, что на ту же раннюю обедню (на которой пел не церковный, а гимназический хор под руководством учителя пения Якова Клочко) строем приводили православных солдат 35-го и 82-го пехотных полков Войска Польского, занимавших казармы нынешнего Северного городка. Основная же часть прихода собиралась на поздней обедне, начинавшейся следом в 11 часов. Такая картина наблюдалась и в дни православных торжеств.
Но был в году праздник, общий для гимназий всех общин, когда соколы и соколки (объединения юношей и девушек физкультурного толка) государственной гимназии имени Траугутта, частных польских «Мацежи школьной» (женская) и владельца Левицкого (мужская), смешанной русской, еврейской «Тарбут» собирались на стадионе 82-го полка на Граевке для парада и показательных гимнастических упражнений.
На снимке предположительно 1932 года мы видим колонну русской гимназии, которую ведет преподавательница гимнастики и домоводства Евгения Хмелевская. На девушках парадная форма соколок – белые блузки с синими, на матросский лад откидными воротниками и синие юбки. Колонна движется по мощенной булыжником улице Унии Любельской (дом с раскрытыми ставнями, правее которого за деревьями не просматривается костел, будет снесен в начале 60-х в связи с обустройством площади Ленина). Играет гимназический оркестр.
Не самая спортивная внешность кругленькой пани Хмелевской обманчива. Имея за плечами балетную школу, Евгения Васильевна была изящна в движениях и порхала, как мотылек, ставя ученицам грациозность походки и танцевальные «па». Она придумывала номера групповых выступлений – с лентами, обручами, без предмета – и долго их с девушками отрабатывала.
Весенний праздник соколов и соколок был любим в городе, на выступления сходились стар и млад. Стадион и маршировочный плац пехотинцев – не самые, может быть, подобающие условия, но лучшей площадки Брест не имел, а на месте построенного в 1937-ом городского стадиона имени Пилсудского (будущего «Спартака», «Динамо», а ныне спорткомплекса «Брестский») еще зиял поросший травой пустырь, облюбованный футболистами.
Для спортивных показательных выступлений соколки облачались в особую форму – спортивного кроя белые платья с синими галстуками. Барышни пани Хмелевской неизменно срывали на празднике самые громкие аплодисменты.
По завершении выступлений гимназисты и гимназистки такими же стройными колоннами с оркестром в голове возвращались через город к своим альма-матер.

Василий САРЫЧЕВ
"Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались сутками, неделями... Из 485 западных застав, ни одна не отошла без приказа... Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что война продлится еще 1414 дней. Павшие в июне сорок первого пограничники не могли услышать залпов Победы. Родина салютовала тем, кто шел к великой победе... и тем кто сделал к ней первой шаг..."
Ответить

Вернуться в «Польский Брест-над-Бугом (1921-1939)»