Верина любовь...

Ответить
Аватара пользователя
pogranec
Администратор
Сообщения: 3389
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 10:38
место службы: Республика Беларусь
Дата призыва и окончания службы: 28 мая по н/с
Контактная информация:

Верина любовь...

Сообщение pogranec »

Изображение

Эта глава напрямую связана с предыдущими: обнаружился человек, чья мама чудом уцелела в бомбежке 7 сентября 1939 года. Вера Лось, 24-летняя девушка с улицы Пшескок (ныне Декабристов) Граевского предместья, в середине сентября должна была обвенчаться с польским офицером по имени Казимеж.

С будущим женихом девушка познакомилась в Радоме, где стояла воинская часть Казимежа, а Вера приехала в гости к брату, который работал здесь мастером на оружейном заводе. Девушка симпатичная и бойкая, она имела в Бресте много поклонников, но замуж не спешила. И вот встретила того, с кем решила связать судьбу. Офицер был в то время прекрасной партией. Мы уже писали, скольким условиям приходилось соответствовать паненке (образованна, состоятельна и т.д.), чтобы кадровому военному Войска Польского был разрешен этот брак. Переписавшаяся (чего не сделаешь ради любви) в католицизм, Вера анкетный допуск прошла.

Венчание назначили в граевском костеле (ныне железнодорожный клуб). У невесты шли последние приготовления, и не хотелось верить, что начавшаяся война может помешать их счастью.

Накануне невеста купила в магазине Бата чешские туфельки, но, примерив дома к платью, осталась не вполне довольна и 7 сентября отправилась их менять. Она уже подходила к магазину, когда завыла сирена и показались самолеты с крестами. Люди, которых всегда было много на оживленном углу улиц 3-го Мая и Домбровского (Пушкинской и Советской), стали в ужасе разбегаться, прячась в здания и подворотни. Вера бросилась к арке, куда уже набился народ, попыталась втиснуться. И тут что-то словно лопнуло в ушах, навалилось на девушку, все поплыло…

Мощная бомба попала внутрь двора, обратив столпившихся в подворотне людей в гору кровавого месива. Когда налет закончился, стали спешно растаскивать тела со вспоротыми животами и оторванными конечностями – и с самого низа извлекли Веру. Не задетую осколками, а лишь придавленную телами тех, кому повезло меньше, ее подняли на ноги, и она стояла, покачиваясь, вся в чужой крови и еще в чем-то липком и ужасном. Знакомые повели ее на Пшескок. Дома она сбросила одежду и стала смывать с себя этот кошмар. Потом подошла к зеркалу – и увидела на голове белую прядь.

К середине сороковых Вера была уже полностью седая.

О судьбе жениха девушка не знала вплоть до своего возвращения из депортации, и все это время надеялась, что он жив. Только в 1946 году до нее дошла весть о трагедии, происшедшей с Казимежем. 2 сентября 1939 года его воинская часть подверглась чудовищному налету, и суженый получил тяжелое осколочное ранение в живот. Осознав безнадежность положения или просто не выдержав мук, Казимеж застрелился в госпитале из именного пистолета. Не ведала Вера, покупая туфли, что жениха уже нет на свете…

В 1947-м Вера вышла за брестского фотографа Петра Дорошука. Тот знал ее еще в польские годы, но тогда это была птичка не его полета. Годом позже у них родился Юрий, который и поведал автору эту историю.
Василий САРЫЧЕВ
"Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались сутками, неделями... Из 485 западных застав, ни одна не отошла без приказа... Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что война продлится еще 1414 дней. Павшие в июне сорок первого пограничники не могли услышать залпов Победы. Родина салютовала тем, кто шел к великой победе... и тем кто сделал к ней первой шаг..."
Ответить

Вернуться в «Брест 1939-1941.Между молотом и наковальней»