Танк «Рено-FT-17»

Ответить
Аватара пользователя
pogranec
Администратор
Сообщения: 3389
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 10:38
место службы: Республика Беларусь
Дата призыва и окончания службы: 28 мая по н/с
Контактная информация:

Танк «Рено-FT-17»

Сообщение pogranec »

Изображение

На снимке 1937 года запечатлены расчеты стоявших в Бресте панцерняков 4-го бронетанкового батальона со своими «железными конями». Перед нами танки «Рено-FT-17» – такие в сентябре 1939-го при польской обороне крепости перегородили Северные (тогда Брестские) ворота, застопорив проход танкам Гудериана.

Такие, да не они. Когда мы писали об участии в боях польских танков, логично было предположить, что крепость обороняли брестские панцерняки. При ближайшем рассмотрении событий оказалось иначе.

Нападение Гитлера на Польшу прочитывалось задолго, и за добрых полгода до трагических сентябрьских событий основные силы 4-го бронетанкового батальона покинули Брест. 24-26 марта 1939 года во время мобилизации по тревоге брестский батальон панцерняков выставил бронетанковый дивизион майора Сливиньского, распределенный в Новогрудскую кавалерийскую бригаду армии «Модлин», и две отдельные роты разведывательных танков капитанов Краиньского и Ивановского, переданные армии «Лодзь». Все они впоследствии приняли участие в боевых действиях, понесли большие потери. Из выживших и избежавших немецкого или советского плена польских танкистов 4-й бронетанковый батальон пытались возродить на Западе. Сначала формирование происходило на юге Франции, а после ее падения – в Шотландии. В городе Кроуфорде был создан эскадрон танков, командовавший которым капитан Жебровски, как и большинство других офицеров и подофицеров, происходил из 4-го бронетанкового батальона Бреста.

Так какие же панцерняки обороняли крепость, если в парке брестских танкистов практически не оставалось бронетехники, а подразделения 4-го батальона воевали в других уголках страны? Выясняется, что это были две роты легких танков «Рено», мобилизованные 6 сентября в городе Журавицы (ныне территория Польши) и на следующий день отправленные эшелоном из Перемышля в сторону Седльце (предположительно, на оборону Варшавы). Но под Луковом транспорту пришлось изменить направление и повернуть к Бресту, так как железнодорожные пути были разрушены немецкой авиацией. Вот так 112-я и 113-я отдельные танковые роты поручиков Вацлава Стокляса и Ежи Островского, имевшие на вооружении по 15 старых французских танков, оказались в составе группировки «Брест».

Действия панцерняков при обороне крепости мы описали в предыдущей главе и теперь остановимся на другом: что представлял собой танк «Рено-FT-17»? Последние цифры в названии означают 1917 год выпуска. В годы Первой мировой это был самый прогрессивный танк, поскольку французы раньше всех в мире сконструировали башню: в предшествовавшем ему английском «МК» стволы торчали из боковых спонсонов. В случае пулеметного вооружения английский танк называли «самка», а орудийного – «самец». Любопытно, что англичане испытывали его под видом трактора, а когда все прошло успешно, зашили броней, поставив по бокам спонсоны. Установили для перевозки на железнодорожные платформы и закрыли брезентом, получились огромные короба. В сопроводительных документах в целях секретности обозначили военное новшество как «танк» (по-английски «емкость»).

Прогрессивное решение французов, реализовавших идею башни, вращающейся на 360 градусов, дало развитие всему танкостроению.

В Советской России танк «Рено-FT-17», захваченный во время отражения интервенции, отдали скопировать в Сормово. Все сделали по образцу, только у французского танка башня литая, а советы такой размер в то время не отливали, и башню склепали из броневых листов. Тут же отбили телеграмму Ленину: ответ врагам на твою, дорогой Ильич, рану (дело было после покушения Каплан). Его так и назвали – первый советский танк «Борец за свободу товарищ Ленин», а всего собрали пятнадцать «русских Рено», причем каждый имел свое именное название.

Что касается Польши, танки «Рено-FT-17» (экипаж 2 человека: командир и водитель) появились на вооружении еще у легионистов Пилсудского и использовались в советско-польской войне 1920 года. Но к 1939 году «французы» безнадежно устарели: достаточно сказать, что максимально возможная скорость передвижения не достигала 10 километров в час. Говорить о боеспособности таких танков в новых условиях не приходилось, и поляки даже не пытались их производить.

О том, какая бронетехника составляла в 30-е годы парк Войска Польского, расскажем в следующих главах.
Василий САРЫЧЕВ
"Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались сутками, неделями... Из 485 западных застав, ни одна не отошла без приказа... Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что война продлится еще 1414 дней. Павшие в июне сорок первого пограничники не могли услышать залпов Победы. Родина салютовала тем, кто шел к великой победе... и тем кто сделал к ней первой шаг..."
Ответить

Вернуться в «Брест 1939-1941.Между молотом и наковальней»