Страница 1 из 1

Танк «Рено-FT-17»

Добавлено: 31 май 2014, 11:59
pogranec
Изображение

На снимке 1937 года запечатлены расчеты стоявших в Бресте панцерняков 4-го бронетанкового батальона со своими «железными конями». Перед нами танки «Рено-FT-17» – такие в сентябре 1939-го при польской обороне крепости перегородили Северные (тогда Брестские) ворота, застопорив проход танкам Гудериана.

Такие, да не они. Когда мы писали об участии в боях польских танков, логично было предположить, что крепость обороняли брестские панцерняки. При ближайшем рассмотрении событий оказалось иначе.

Нападение Гитлера на Польшу прочитывалось задолго, и за добрых полгода до трагических сентябрьских событий основные силы 4-го бронетанкового батальона покинули Брест. 24-26 марта 1939 года во время мобилизации по тревоге брестский батальон панцерняков выставил бронетанковый дивизион майора Сливиньского, распределенный в Новогрудскую кавалерийскую бригаду армии «Модлин», и две отдельные роты разведывательных танков капитанов Краиньского и Ивановского, переданные армии «Лодзь». Все они впоследствии приняли участие в боевых действиях, понесли большие потери. Из выживших и избежавших немецкого или советского плена польских танкистов 4-й бронетанковый батальон пытались возродить на Западе. Сначала формирование происходило на юге Франции, а после ее падения – в Шотландии. В городе Кроуфорде был создан эскадрон танков, командовавший которым капитан Жебровски, как и большинство других офицеров и подофицеров, происходил из 4-го бронетанкового батальона Бреста.

Так какие же панцерняки обороняли крепость, если в парке брестских танкистов практически не оставалось бронетехники, а подразделения 4-го батальона воевали в других уголках страны? Выясняется, что это были две роты легких танков «Рено», мобилизованные 6 сентября в городе Журавицы (ныне территория Польши) и на следующий день отправленные эшелоном из Перемышля в сторону Седльце (предположительно, на оборону Варшавы). Но под Луковом транспорту пришлось изменить направление и повернуть к Бресту, так как железнодорожные пути были разрушены немецкой авиацией. Вот так 112-я и 113-я отдельные танковые роты поручиков Вацлава Стокляса и Ежи Островского, имевшие на вооружении по 15 старых французских танков, оказались в составе группировки «Брест».

Действия панцерняков при обороне крепости мы описали в предыдущей главе и теперь остановимся на другом: что представлял собой танк «Рено-FT-17»? Последние цифры в названии означают 1917 год выпуска. В годы Первой мировой это был самый прогрессивный танк, поскольку французы раньше всех в мире сконструировали башню: в предшествовавшем ему английском «МК» стволы торчали из боковых спонсонов. В случае пулеметного вооружения английский танк называли «самка», а орудийного – «самец». Любопытно, что англичане испытывали его под видом трактора, а когда все прошло успешно, зашили броней, поставив по бокам спонсоны. Установили для перевозки на железнодорожные платформы и закрыли брезентом, получились огромные короба. В сопроводительных документах в целях секретности обозначили военное новшество как «танк» (по-английски «емкость»).

Прогрессивное решение французов, реализовавших идею башни, вращающейся на 360 градусов, дало развитие всему танкостроению.

В Советской России танк «Рено-FT-17», захваченный во время отражения интервенции, отдали скопировать в Сормово. Все сделали по образцу, только у французского танка башня литая, а советы такой размер в то время не отливали, и башню склепали из броневых листов. Тут же отбили телеграмму Ленину: ответ врагам на твою, дорогой Ильич, рану (дело было после покушения Каплан). Его так и назвали – первый советский танк «Борец за свободу товарищ Ленин», а всего собрали пятнадцать «русских Рено», причем каждый имел свое именное название.

Что касается Польши, танки «Рено-FT-17» (экипаж 2 человека: командир и водитель) появились на вооружении еще у легионистов Пилсудского и использовались в советско-польской войне 1920 года. Но к 1939 году «французы» безнадежно устарели: достаточно сказать, что максимально возможная скорость передвижения не достигала 10 километров в час. Говорить о боеспособности таких танков в новых условиях не приходилось, и поляки даже не пытались их производить.

О том, какая бронетехника составляла в 30-е годы парк Войска Польского, расскажем в следующих главах.
Василий САРЫЧЕВ