Страница 1 из 1

Танкетки

Добавлено: 31 май 2014, 11:59
pogranec
Изображение

Если идти по центральной аллее католического кладбища (ул. Пушкинская, за переездом) почти под самую кирпичную стену депо, обнаружим две безымянные могилы офицеров-панцерняков. Наверняка это был некий трагический случай, произошедший задолго до военных действий 1939 года.

В центре надгробного креста – ведущая звездочка ходовой части танкетки, по бокам – элементы внутреннего передаточного механизма. Ограды могил сооружены из гусениц этой самой ТК-3, сделанной поляками по лицензии с британской «Карден Ллойд».

С идеей танкетки связан относительно короткий и не слишком удачный период в истории мирового танкостроения. Французский генерал Этьенн, инициатор создания «Рено-FT-17», еще в 1915 году мечтал о «роях бронированных пехотинцев», каждому из которых будет придан железный конь. После Первой мировой идею возродили в Англии: за Ла-Маншем попробовали строить тактику боя на множестве сверхлегких, дешевых в производстве машин, рассчитанных на двух или даже на одного человека.

Английские инженеры Мартель и Карден на собственные средства сконструировали мини-танк, по-другому – танкетку. Правительство оценило изобретение, и в 1928 году на вооружении английской армии появилась танкетка «Карден Ллойд Мк.VI». Пошли фотографии в прессе: танкетка, а рядом лошадь. Подчеркивались габариты, а заодно назначение танкетки как «боевого коня» будущей «войны моторов».

«Танкеточной» болезнью переболели многие страны: «Карден Ллойд» закупили Италия, Польша, Чехословакия, СССР, Япония, Китай… Советский Союз сделал приобретение в 1930-м, доработал и год спустя принял на вооружение под названием Т-27. До 1933 года, когда выпуск этой марки был прекращен, успели произвести 2600 единиц. Был даже лозунг «Меняем лошадей на танкетки».

В советских военных маневрах 1935 года участвовал парашютный десант (1800 человек), который «закрепился» на ровном поле. Через несколько минут сюда стали садиться тяжелые бомбардировщики ТБ-3, несшие под фюзеляжем танкетки Т-27.
Изображение

В реальном деле Красная армия применяла Т-27 в песках Каракумов, где танкетка хорошо отслужила при ликвидации басмаческих «банд». Использовалась в основном для сопровождения конницы в качестве штабной машины. В бою басмачи ничего не могли ей противопоставить: ни винтовка, ни пулемет, ни осколки ручных гранат танкетку не пробивали. Но в Красной армии эти машины как-то быстро отошли, в 30-е годы были уже танки (в 1932 году СССР под видом тракторов купил у США два экземпляра танка «Кристи»).

Польша закупила английские танкетки раньше советов – в 1929 году. Была приобретена и лицензия на производство. В 1930 году поляки изготовили танкетки ТК-1 и ТК-2, полностью повторявшие британский образец, в то время с открытым верхом. Дальше пошли по линии модернизации: поставили значительно более мощный двигатель и снабдили подвеску дополнительной рессорой, в результате чего танкетка получила плавный ход, в отличие от английской, езду на которой мог выдержать далеко не всякий (в британской армии в экипажи танкеток отбирали все равно как в летчики – с отличным вестибулярным аппаратом). Английская военная делегация после ознакомления с польскими доработками осталась поражена плавностью хода.

На следующем этапе танкетке сделали броневую крышу с двумя прямоугольными люками, установили пулемет Гочкисса либо Браунинга и обозначили новшество как ТК-3. Выпуск наладили под Варшавой. С 1932 года перешли на еще более новую модель – танкетку TKS, бронированную листами большей толщины (10 мм). Впервые в мировом танкостроении был установлен прибор перископического наблюдения (системы капитана Гундляха) и оптический прицел к вооружению. Последнее варьировалось: вместо пулемета танкетка могла оснащаться пушкой либо противотанковым ружьем. В боекомплект входил также зенитный пулемет: в случае авианалета командир экипажа выходил из танкетки, вставлял ствол зенитки в укрепленный с правой стороны шкворень, дающий вращение в любом направлении, и вел огонь по самолетам противника.

На 1 сентября 1939 года польская промышленность выпустила около 400 танкеток TKS.

Изображение

Два слова о фотографиях. Танкетку TKS видим захваченной, на нее облокотился позирующий немец. Нас солдат вермахта интересует как масштабирующий элемент – для наглядности размера. Из-за малой высоты танкетки (1 м 44 см) экипаж набирался из людей низкого роста.

Еще более любопытен последний снимок, сделанный в окрестностях Бреста: увязшей в песке трофейной танкеткой ТК-3 заняты красный командир и немецкий механик.

Кстати, к тому времени в большинстве армий мира этот вид вооружения безвозвратно ушел. Польские танкетки, захваченные в войну 1939 года, немцы использовали как тягачи.
Василий САРЫЧЕВ