Страница 1 из 1

Полугусеница Кегресса

Добавлено: 10 окт 2014, 10:52
pogranec
Изображение

Хочу предложить углубленное «прочтение» фотографии «дефиляды» (парада) по улице Унии Любельской (ныне Ленина). В книге первой я уже писал об этих бронеавтомобилях французской марки «Ситроен-Кегресс». Дополню: при французских двигателе, шасси и колесах броневые листы и непосредственно сборку производили поляки. Запечатлены броневики 1928 года с тонкими передними колесами большого диаметра без болотников, а вместо задних колес – короткие полугусеницы Кегресса. Не ошиблись мы в дате, назвав тогда, исходя из наличия на заднем плане здания банка и отсутствия воеводства (облисполкома), первую половину 1930-х. Теперь уточним, что «дефиляда» происходила не позже 1934 года, когда в броневиках Войска Польского полугусеницы Кегресса стали повсеместно заменяться на обычные спаренные колеса.

Адольф Кегресс, француз по происхождению, в начале прошлого века заведовал гаражными мастерскими российского императорского двора. В январе 1909 года он поставил на легковом «Мерседесе» вместо задних колес гусеничную ленту из верблюжьей шерсти, натянутую на специальных барабанах, а под передними колесами установил лыжи. Теперь автомобиль мог сворачивать с накатанной зимней дороги и, к восторгу венценосной семьи, легко мчаться по глубокому снегу. Работа над изобретением была продолжена, причем подобные машины стали называть по имени их изобретателя «Кегрессами». Зимой 1913/14 годов прошел успешное испытание первый полугусеничный автомобиль российского производства «Русобалт», у которого вместо войлочной гусеничной ленты была установлена резиновая. Как писал тогда журнал «Мотор», «Кегресс-Русобалт» успешно преодолевал все препятствия: глубокий снег, рытвины, ухабы, сугробы, – а на хороших участках развивал по невскому льду скорость до 60 километров в час.

С началом Первой мировой на Путиловском заводе под началом прапорщика Кегресса гусеничными движителями стали дооснащать автомобили различных марок (легковые, грузовые, санитарные), а также броневики. В 1916-17 годах было изготовлено около 200 «Кегрессов». (Колонна красноармейских броневиков «Кегресс Путиловец-Остин» запечатлена на одном из снимков.)

Мало кто знает, что «Кегресс» использовался на персональном автомобиле Ленина. В доме-музее в Горках экспонируется роскошный «Роллс-ройс» 1914 года выпуска. В 1916-19 годах большая партия автомобилей, в том числе легковые «Паккард» и несколько «Роллс-ройсов», для нужд армии были переоборудованы на Путиловском заводе полугусеничным ходом конструкции А.Кегресса. Одной из таких машин, начиная с 1919 года, Ильич пользовался для поездок зимой из Горок в окрестные села и в Москву. Летом 1921 года гусеничный «Роллс-ройс» был реконструирован (7 посадочных мест, 6 цилиндров, рабочий объем двигателя 7428 куб. см, 4 передачи, мощность – около 65 л. с., скорость 60 км/час).

Сам конструктор, не став испытывать судьбу в вихре революционных событий, в 1917 году уехал во Францию и продолжил совершенствовать изобретение на фирме «Ситроен». В 1922 году здесь приступили к широкому производству полугусеничных вездеходов, начиная с легких грузопассажирских и заканчивая тяжелыми броневиками. А еще через два года на автомобилях-«кегрессах» был осуществлен рекламно-испытательный автопробег через Африку, от Алжира до Мадагаскара. За 18 дней по пескам и бездорожью было пройдено около 2300 километров. После успеха «Черного рейда» полугусеницей заинтересовались военные ведомства Франции, а затем Англии. В итоге в 1930-е годы французская и английская армии обладали большим количеством полугусеничных машин разного назначения на базе шасси «Ситроен-Кегресс».

Войско Польское в 1920-е годы не имело бронетехники своего производства. Из танков на вооружении стояли только «Рено-FT-17», из броневиков – суррогатные «Форд-Тс» и два трофейных двубашенных «Фиата», захваченных у Красной армии.

Для ознакомления с полугусеничными вездеходами Варшава направила военную делегацию во Францию. В результате было закуплено около полутора сотен шасси «Ситроен-Кегресс» с расчетом использовать их в польских конструкциях. Такой броневик был разработан военным проектно-конструкторским бюро, бронирован в Катовице и окончательно смонтирован в Варшаве, поступив на вооружение под названием «Самохуд панцерны wz.28» (где «wz.» - сокращение от польского «wzor» [образец]: «Автомобиль бронированный образца 1928 года»). Технические характеристики: экипаж – 3 человека, масса – 2 тонны, мощность двигателя 20 л. с., длина – 350 см, высота – 210 см, ширина – 140 см, максимальная скорость – 25 км/час, вооружение – 7,92-миллиметровый пулемет «Гочкисс» либо 37-миллиметровая пушка.

Именно такие, с пушечным вооружением, полугусеничные бронеавтомобили «wz.28/B2-10» движутся колонной во время брестской «дефиляды» по улице Унии Любельской.

Добавим, что несколько десятков шасси Кегресса пустили на транспортеры, тягачи, санитарные машины и прочее.

В 1933 году, после прихода к власти в Германии Гитлера, Польша приняла решение переоборудовать все полугусеничные броневики «wz.28» на колесные шасси в связи с тем, что максимальная скорость на полугусеничном ходу по дорогам с хорошим покрытием была слишком мала, а проходимость на пересеченной местности – неудовлетворительна. На песке колеса мешали гусеницам, на трассе – гусеницы колесам. Переделанный «wz.34» развивал скорость до 55 км/час, что имело лучшую перспективу с учетом отличных германских дорог.

Параллельно появился на свет тяжелый бронеавтомобиль, разработанный польскими конструкторами на основе лицензионного итальянского грузовика «Фиат» (польское название «Урсус»). «Самохуд панцерны wz.29-Урсус» стал в войне 1939 года самым результативным польским бронеавтомобилем по числу уничтоженных немецких танков и бронемашин. Его башня имела небольшую 37-миллиметровую пушку «Рено» с плечевым упором и два пулемета (один – зенитный). Если такой броневик выезжал на поединок с немецким «собратом», последний терпел фиаско.

Вообще любой пушечный броневик, как правило, выигрывал бой у пулеметного, а у немцев до 1939 года практически все броневики были оснащены исключительно пулеметом (пушечные появились лишь с началом Великой Отечественной), исходя из классического понимания, что основной функцией броневика является разведка. Другим преимуществом польского образца стало наличие двух постов рулевого управления: спереди и сзади. Когда в бою негде было развернуться, в дело вступал задний стрелок-водитель: открывал створки-жалюзи, броневую щель и начинал обратное движение, причем скорость в обоих направлениях была одинаковой. Потом этот принцип использовали в немецких и итальянских броневиках.
Василий САРЫЧЕВ