Полугусеница Кегресса

Ответить
Аватара пользователя
pogranec
Администратор
Сообщения: 3389
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 10:38
место службы: Республика Беларусь
Дата призыва и окончания службы: 28 мая по н/с
Контактная информация:

Полугусеница Кегресса

Сообщение pogranec »

Изображение

Хочу предложить углубленное «прочтение» фотографии «дефиляды» (парада) по улице Унии Любельской (ныне Ленина). В книге первой я уже писал об этих бронеавтомобилях французской марки «Ситроен-Кегресс». Дополню: при французских двигателе, шасси и колесах броневые листы и непосредственно сборку производили поляки. Запечатлены броневики 1928 года с тонкими передними колесами большого диаметра без болотников, а вместо задних колес – короткие полугусеницы Кегресса. Не ошиблись мы в дате, назвав тогда, исходя из наличия на заднем плане здания банка и отсутствия воеводства (облисполкома), первую половину 1930-х. Теперь уточним, что «дефиляда» происходила не позже 1934 года, когда в броневиках Войска Польского полугусеницы Кегресса стали повсеместно заменяться на обычные спаренные колеса.

Адольф Кегресс, француз по происхождению, в начале прошлого века заведовал гаражными мастерскими российского императорского двора. В январе 1909 года он поставил на легковом «Мерседесе» вместо задних колес гусеничную ленту из верблюжьей шерсти, натянутую на специальных барабанах, а под передними колесами установил лыжи. Теперь автомобиль мог сворачивать с накатанной зимней дороги и, к восторгу венценосной семьи, легко мчаться по глубокому снегу. Работа над изобретением была продолжена, причем подобные машины стали называть по имени их изобретателя «Кегрессами». Зимой 1913/14 годов прошел успешное испытание первый полугусеничный автомобиль российского производства «Русобалт», у которого вместо войлочной гусеничной ленты была установлена резиновая. Как писал тогда журнал «Мотор», «Кегресс-Русобалт» успешно преодолевал все препятствия: глубокий снег, рытвины, ухабы, сугробы, – а на хороших участках развивал по невскому льду скорость до 60 километров в час.

С началом Первой мировой на Путиловском заводе под началом прапорщика Кегресса гусеничными движителями стали дооснащать автомобили различных марок (легковые, грузовые, санитарные), а также броневики. В 1916-17 годах было изготовлено около 200 «Кегрессов». (Колонна красноармейских броневиков «Кегресс Путиловец-Остин» запечатлена на одном из снимков.)

Мало кто знает, что «Кегресс» использовался на персональном автомобиле Ленина. В доме-музее в Горках экспонируется роскошный «Роллс-ройс» 1914 года выпуска. В 1916-19 годах большая партия автомобилей, в том числе легковые «Паккард» и несколько «Роллс-ройсов», для нужд армии были переоборудованы на Путиловском заводе полугусеничным ходом конструкции А.Кегресса. Одной из таких машин, начиная с 1919 года, Ильич пользовался для поездок зимой из Горок в окрестные села и в Москву. Летом 1921 года гусеничный «Роллс-ройс» был реконструирован (7 посадочных мест, 6 цилиндров, рабочий объем двигателя 7428 куб. см, 4 передачи, мощность – около 65 л. с., скорость 60 км/час).

Сам конструктор, не став испытывать судьбу в вихре революционных событий, в 1917 году уехал во Францию и продолжил совершенствовать изобретение на фирме «Ситроен». В 1922 году здесь приступили к широкому производству полугусеничных вездеходов, начиная с легких грузопассажирских и заканчивая тяжелыми броневиками. А еще через два года на автомобилях-«кегрессах» был осуществлен рекламно-испытательный автопробег через Африку, от Алжира до Мадагаскара. За 18 дней по пескам и бездорожью было пройдено около 2300 километров. После успеха «Черного рейда» полугусеницей заинтересовались военные ведомства Франции, а затем Англии. В итоге в 1930-е годы французская и английская армии обладали большим количеством полугусеничных машин разного назначения на базе шасси «Ситроен-Кегресс».

Войско Польское в 1920-е годы не имело бронетехники своего производства. Из танков на вооружении стояли только «Рено-FT-17», из броневиков – суррогатные «Форд-Тс» и два трофейных двубашенных «Фиата», захваченных у Красной армии.

Для ознакомления с полугусеничными вездеходами Варшава направила военную делегацию во Францию. В результате было закуплено около полутора сотен шасси «Ситроен-Кегресс» с расчетом использовать их в польских конструкциях. Такой броневик был разработан военным проектно-конструкторским бюро, бронирован в Катовице и окончательно смонтирован в Варшаве, поступив на вооружение под названием «Самохуд панцерны wz.28» (где «wz.» - сокращение от польского «wzor» [образец]: «Автомобиль бронированный образца 1928 года»). Технические характеристики: экипаж – 3 человека, масса – 2 тонны, мощность двигателя 20 л. с., длина – 350 см, высота – 210 см, ширина – 140 см, максимальная скорость – 25 км/час, вооружение – 7,92-миллиметровый пулемет «Гочкисс» либо 37-миллиметровая пушка.

Именно такие, с пушечным вооружением, полугусеничные бронеавтомобили «wz.28/B2-10» движутся колонной во время брестской «дефиляды» по улице Унии Любельской.

Добавим, что несколько десятков шасси Кегресса пустили на транспортеры, тягачи, санитарные машины и прочее.

В 1933 году, после прихода к власти в Германии Гитлера, Польша приняла решение переоборудовать все полугусеничные броневики «wz.28» на колесные шасси в связи с тем, что максимальная скорость на полугусеничном ходу по дорогам с хорошим покрытием была слишком мала, а проходимость на пересеченной местности – неудовлетворительна. На песке колеса мешали гусеницам, на трассе – гусеницы колесам. Переделанный «wz.34» развивал скорость до 55 км/час, что имело лучшую перспективу с учетом отличных германских дорог.

Параллельно появился на свет тяжелый бронеавтомобиль, разработанный польскими конструкторами на основе лицензионного итальянского грузовика «Фиат» (польское название «Урсус»). «Самохуд панцерны wz.29-Урсус» стал в войне 1939 года самым результативным польским бронеавтомобилем по числу уничтоженных немецких танков и бронемашин. Его башня имела небольшую 37-миллиметровую пушку «Рено» с плечевым упором и два пулемета (один – зенитный). Если такой броневик выезжал на поединок с немецким «собратом», последний терпел фиаско.

Вообще любой пушечный броневик, как правило, выигрывал бой у пулеметного, а у немцев до 1939 года практически все броневики были оснащены исключительно пулеметом (пушечные появились лишь с началом Великой Отечественной), исходя из классического понимания, что основной функцией броневика является разведка. Другим преимуществом польского образца стало наличие двух постов рулевого управления: спереди и сзади. Когда в бою негде было развернуться, в дело вступал задний стрелок-водитель: открывал створки-жалюзи, броневую щель и начинал обратное движение, причем скорость в обоих направлениях была одинаковой. Потом этот принцип использовали в немецких и итальянских броневиках.
Василий САРЫЧЕВ
"Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались сутками, неделями... Из 485 западных застав, ни одна не отошла без приказа... Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что война продлится еще 1414 дней. Павшие в июне сорок первого пограничники не могли услышать залпов Победы. Родина салютовала тем, кто шел к великой победе... и тем кто сделал к ней первой шаг..."
Ответить

Вернуться в «Брест 1939-1941.Между молотом и наковальней»