Страница 1 из 1

Танк «Виккерс»

Добавлено: 10 окт 2014, 10:57
pogranec
Изображение

Последняя декада сентября 1939 года. На улице Унии Любельской, скоро переименованной в улицу 17-го Сентября (ныне Ленина), напротив ворот городского парка, «перекуривает» колонна танков Т-26 – «советских Виккерсов», какими они являлись по сути.

Исконно английский 6-тонный «Виккерс» был создан в 1929 году фирмой «Виккерс-Армстронг» в двух вариантах: одно- и двухбашенном. Любопытно, что в самой Англии этот танк не получил признания (британских генералов не устроила его ходовая часть), но при этом отлично пошел на экспорт. Боливия, Таиланд, Китай, Болгария, Греция, Финляндия – куда только ни реализовал новинку британский департамент по торговле вооружениями. В результате натуральные «Виккерсы» (имелись на вооружении у 12 стран) или их зарубежные модификации воевали друг против друга на самых разных полях сражений. Например, в 1933 году во время войны Боливии с Парагваем двухбашенный «Виккерс» был захвачен парагвайцами и установлен как памятник в столице Асунсьоне.

Британский танк приглянулся СССР, закупившему первые «Виккерсы» раньше других государств – 28 мая 1930 года. А с 13 февраля 1931-го «Виккерс 6т» стал серийно производиться на ленинградском заводе «Большевик» (бывший Обуховский) и поступать в Красную армию под индексом Т-26. За последующее десятилетие было сделано 12 000 (!) танков Т-26 (для сравнения, разработчик базовой английской версии «Виккерс-Армстронг» выпустил в общей сложности всего 153 танка). Советским Т-26 впоследствии довелось встретиться с исконно английскими «Виккерсами», несколько их десятков стояли на вооружении у Финляндии, в советско-финской войне 1940 года (впрочем, при 25-кратном превосходстве Красной армии в танках, большую часть которых у финнов составляли устаревшие «Рено FT-17», о каком-то серьезном противостоянии Т-26 и «Виккерсов» говорить не приходилось).

Второй, помимо СССР, страной, развернувшей на своих заводах производство «Виккерсов», стала Польша. 16 сентября 1931 года поляки заказали 22 двухбашенных и 16 однобашенных «Виккерс 6т» и приобрели лицензию на производство танка. В своей конструкции они изменили форму пулеметных башен под установку в них пулеметов «Гочкис». Кроме того, оказалось, что штатные двигатели закупленных танков сложны для серийного производства, деликатны в обслуживании да еще подвержены перегреву. В 1934 году поляки отказались от капризного карбюраторного двигателя, заменив его на австрийский дизель большой мощности и опередили в этом вопросе всех (ранее дизельный двигатель не ставили на серийные танки ни в одной стране мира), а заодно также впервые применили танковые перископы системы польского капитана Гундляха.

Лобовую броню корпуса довели до 17 миллиметров, башни – до 15 миллиметров. Испытания первого опытного танка, получившего название 7ТР («7-тонный польский»), начали в августе 1934-го, и менее чем через год механический завод «Урсус» получил заказ на 22 двухбашенных 7ТР. В 1936 году поляки закупили у шведов разработанные там башни с 37-миллиметровой противотанковой пушкой «Бофорс», а с мая 1938-го развернули их лицензионное производство.

На 1 сентября 1939 года Польша имела 139 танков 7ТР. Эти «польские Виккерсы» превосходили танки, состоявшие на вооружении вермахта, по оружию, бронированию и проходимости, но уступали в скорости. По данным польской стороны, в 1939 году 7ТР во взаимодействии с пехотой и артиллерией вывели из строя около 200 немецких танков (всего в войне с Польшей участвовало 2 800 танков вермахта). Прямых боев с советским собратом 7ТР не имел, поэтому сравнить их можно лишь по техническим характеристикам, согласно которым оба танка были примерно равноценны. Разве что советская 45-миллиметровая противотанковая пушка имела небольшое преимущество в бронепробиваемости.

Любопытно, что двадцать польских 7ТР побывали в нашем городе. Они принадлежали 2-му батальону легких танков, воевавшему в составе армии «Лодзь», а затем получили приказ совершить отходной марш до Бреста. 13 сентября после ускоренного ремонта и техобслуживания танки покинули город, через день приняли бой с немцами под Влодавой, а 17 сентября отступили в Ковель, откуда отправились в новый марш к румынской границе.

Что до советских танков, в боевых действиях немецко-польской войны им поучаствовать не довелось: для них кампания ограничилась затяжным маршем да совместным с немцами парадом в Бресте. Кому-то выпадали локальные малозначащие задачи вроде рассказанной героем одной из ранее опубликованных глав – «жолнежем из Сухополя». По приходе Красной армии в городе и окрестностях было много польских военнопленных, захваченных немцами либо сдавшихся советам. Их судьба оставалась нерешенной. По воспоминаниям рассказчика, в один из первых советских дней Бреста большое количество пленных поляков сидели на поляне нынешнего Южного городка, а рядом стоял большой многобашенный танк со звездой. Роль охранников была танкистам чужда, и они от скуки вращали орудийную башню. Та медленно, со скрипом поворачивалась, и пленные инстинктивно пригибали головы. Наводчику это очень нравилось, он вел башню в одну сторону, а потом так же медленно в другую…
Василий САРЫЧЕВ