ХОТИСЛАВСКИЙ пункт пропуска и его «секреты»...

Ответить
Аватара пользователя
pogranec
Администратор
Сообщения: 3389
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 10:38
место службы: Республика Беларусь
Дата призыва и окончания службы: 28 мая по н/с
Контактная информация:

ХОТИСЛАВСКИЙ пункт пропуска и его «секреты»...

Сообщение pogranec »

ХОТИСЛАВСКИЙ пункт пропуска и его «секреты»

Изображение

28.05.2009
Шестое чувство

Международный железнодорожный пункт пропуска Хотислав находится в нескольких километрах от одноименной деревни. Это последняя белорусская станция, дальше - Украина. Именно здесь пограничники оформляют документы на выезд за границу. Всего в Хотиславе постоянно дежурят четыре пограничные смены - около десяти прапорщиков и офицеров. Порядок работы - день, ночь, два выходных. За смену в этом пункте пропуска проходят 5 - 6 поездов. Ночью в них от 300 до 500 пассажиров. Днем в среднем 600 - 800. В субботу и вторник - день развернутого базара в Заболотье - от 2,5 до 3 тысяч. При этом стоянка поезда ограничена. Вот и попробуй за это время оформить тысячу человек.

Со старшим смены майором Игорем Шкором заходим в душный вагон поезда, идущего за границу. Вторник. Это уже второй за сегодня дизель. В нем едут 1027 человек, а стоянка всего полчаса. Офицеру помогает прапорщик. У каждого на ремне пятикилограммовый компьютер - мобильное автоматизированное рабочее место контролера. Здесь - база данных тех, кому запрещены въезд и выезд за границу. Контролер берет паспорт пассажира и сканирует данные в «машину». На первый взгляд все просто.

- Это только кажется - вставил и вытащил, - говорит Игорь Шкор. - Во-первых, есть чисто технические нюансы в самой аппаратуре. Во-вторых, бывают ошибки в переводе фамилии. А, бывает, украинцы дают не загранпаспорт, а внутренний. Тогда приходится вводить данные вручную, что отнимает много времени. Но просканировать и установить данные - это лишь часть дела. Наиболее сложная процедура - идентификация личности. К примеру, женщина получила паспорт десять лет назад. За это время она могла пополнеть, изменить внешность. На фотографии, скажем, блондинка, а перед тобой шатенка.

Сличать личность помогают навыки. Есть отличительные особенности лица, которые время не меняет. Определяют их пограничники по ушам, носу, глазам.

- Был случай, когда границу пересекала девушка по паспорту сестры-близняшки, - рассказывает начальник смены. - Один из пограничников засомневался в паспорте. В этом случае вопрос решает комиссия. Никто не усомнился, а контролер стоял на своем. Стали раскручивать и, как говорят оперативники, раскололи нарушительницу. Но тут, безусловно, сказываются опыт и профессионализм, которые рождают так называемое шестое чувство.

Скок -из Заболотья на Дальний Восток

Проверка документов - процедура довольно ответственная. Всплывет когда-нибудь, что контролер пропустил гражданина с нарушениями в документах, - ошибившийся получит взыскание. А нарушений в документах может быть много - как правило, с поезда одного, а то и нескольких горемык обязательно ссадят на границе. Вот и сейчас попались два молодых человека, навостривших лыжи в Украину: у одного паспорт оказался просроченным, у другого, несовершеннолетнего, было только одно согласие на выезд за границу от родителей, а надо два.

Изображение

Как правило, люди к таким эксцессам относятся с пониманием, но, бывает, и скандалы случаются.

- Особенно грешат этим женщины, - продолжает Игорь Шкор. - Типичная ситуация. Едет мать с ребенком, скажем, перед выпускным за покупками, а разрешения от отца на выезд ребенка за границу нет. Ссаживаешь их с поезда, мама сначала начинает уговаривать пропустить их. Ну как я могу это сделать? Отвечаю, что тогда я нарушу законодательство, свои обязанности. Та видит, что просить бесполезно и начинает в наш адрес такие слова отпускать, что волосы дыбом встают.

Нештатных ситуаций тоже хватает.

- Очень часто бывает, что некоторые изрядно выпившие пассажиры, которым нужно было выйти еще за несколько станций до Хотислава, засыпают в поезде. Будишь их, те просыпаются полупьяные, видят склонившегося над ними пограничника и приходят в ужас, некоторые начинают слегка буянить. Приходится приводить их в чувство. А время идет - поезд задерживать нельзя.

Случаются и курьезы.

- Наш пункт пропуска - железнодорожный. Пешком здесь границу пересекать запрещено. Практически все это понимают, но однажды был такой случай. Ночью возвращался из Заболотья украинец, работающий аж в России, где-то на Дальнем Востоке. Ему кровь из носу нужно было попасть к утру в Брест на поезде, идущем из Заболотья в районе четырех утра. В противном случае тот мог потерять работу. Но, закрутившись на вокзале, мужчина на дизель не успел. От отчаяния решил добираться пешком и пошел по шпалам. Украинские пограничники к тому времени уже разошлись: они, в отличие от нас, круглосуточно в пункте пропуска не находятся. Оформили поезд - и до свидания, так что направиться к нам оттуда можно беспрепятственно. Вместе с мужчиной увязались еще две опоздавшие женщины. Так они к нам и пришли. Наш наряд заметил их, в ситуацию вник, но закон есть закон. Оформили их как нарушителей и отправили назад.

Нормативная база, которой должны владеть контролеры в пунктах пропуска, действительно колоссальная. При этом она периодически изменяется, так что информационная нагрузка здесь очень большая.

Кстати, абсолютное большинство нарушений происходит из-за неосведомленности пассажиров, причем как с нашей, так и с украинской стороны. Так, некоторые из них почему-то считают, что согласие родителей на выезд несовершеннолетних отменено. Украинцы уверяют белорусских пограничников, что регистрация иностранцев, пребывающих на срок более трех дней, уже не нужна. В результате скандалы, штрафы, испорченные отпуска - словом, как говорят в Одессе, расчесанные нервы. Так что правила пересечения границы нужно знать всем, кто планирует поездки за рубеж.

Ушки на макушке и глаз-алмаз

Разумеется, одной проверкой документов контролеры не ограничиваются. В задаче смены и досмотр транспорта на предмет контрабанды, и общее наблюдение за тем, что происходит вокруг поезда.

К примеру, по краям перрона, как правило, стоят один-два пограничника. В этот раз на вахте находилась старший сержант Наталья Новик. На первый взгляд роль ее абсолютно непонятна. Оказывается, она стоит в наблюдении. Случается, что нарушители выбрасывают из поезда товар, некоторые пытаются вылезти из вагона в окна. Все это и то, что происходит вокруг дизеля, постоянно находится в ее поле зрения. И работа эта тоже довольно ответственная и напряженная.

Изображение

А еще пограничникам приходится проводить психологическую оценку поведения пассажиров.

- В прошлом году в мою смену были обнаружены 52 блока сигарет, - говорит Игорь Шкор. - Был поздний вечер, я стоял на перроне, в дизеле уже горел свет. Я видел все, что там происходит, как на сцене, меня же заметно не было. И вот я вижу, как одна женщина несколько раз перебегает из одного вагона в другой, садится на определенное место, что-то проверяет там - и снова назад. Даю по рации команду проверить это сиденье - так контрабанду и изъяли.

Надо сказать, что в компетенцию пограничников входит поиск только той контрабанды, которая спрятана в конструктивных особенностях транспорта. Нелегальный груз, который прячут пассажиры в своих вещах, вопросы таможни. Но дело-то обе службы делают общее, так что при обходе поезда и проверке документов волей-неволей приходится высматривать подозрительных персонажей. Все свои соображения пограничники незамедлительно передают таможенной и ветеринарной службам. Надо сказать, интуиция зачастую не подводит. По наводке пограничников таможня периодически задерживает нелегальный товар.

Словом, пройти дизель с несколькими сотнями, а то и тысячами пассажиров, выполнив при этом все свои задачи, дело весьма непростое. Так что своим коллегам с застав, преследующим нарушителей по приграничным лесам, они не завидуют. У них своего адреналина хватает.
"Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались сутками, неделями... Из 485 западных застав, ни одна не отошла без приказа... Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что война продлится еще 1414 дней. Павшие в июне сорок первого пограничники не могли услышать залпов Победы. Родина салютовала тем, кто шел к великой победе... и тем кто сделал к ней первой шаг..."
Ответить

Вернуться в «ОПК"Хотислав",»