Страница 1 из 1

Двинский рубеж

Добавлено: 25 фев 2016, 12:26
pogranec
Двинский рубеж

ПРОТЯЖЕННОСТЬ белорусско-латвийской границы 172 километра, часть ее идет по Западной Двине. Законно пересечь рубеж можно через один из трех пунктов пропуска. Однако нарушители никак не успокоятся: одни пытаются преодолеть границу вплавь, другие переправляют контрабанду на плоту, третьи следуют принципу «не прячься – никто и не заметит». Но и пограничники не дремлют. Корреспондент «СГ» понаблюдал за работой некоторых подразделений Полоцкого погранотряда и стал свидетелем ареста крупной партии нелегальных сигарет.

Изображение

В ПОГРАНЗОНЕ на Верхнедвинщине сплошь фуры-транзиты с латвийскими и литовскими номерами. Мчатся со стороны международного автодорожного пункта пропуска «Григоровщина». Их тщательно досматривают на границе.
— Чаще всего к нам пытаются незаконно завезти автозапчасти, одежду, лекарства, электроприборы и наркотики, — знакомит с обстановкой помощник начальника по работе со СМИ Полоцкого погранотряда Денис Глебко. — А вывозят отечественные сигареты. Так, в 2015 году пограничники предотвратили 130 попыток переправки товаров общей стоимостью до 8 миллиардов рублей.

В пункте пропуска в очереди на выезд из Беларуси порядка двадцати автопоездов и пара легковушек. На въезд – никого. Со стороны Латвии приближается литовская фура. Покидая Евросоюз, прошла все проверки. Только что преодолела наш весогабаритный контроль. Теперь ее ждут пограничный и таможенный досмотры. Из кабины спускается Антоний.
Что везет? — Десять тонн вареной свеклы для Тулы, — объясняет дальнобойщик.

Почему через Беларусь? Ведь придется лишний раз стоять в очереди на границе.

— Здесь дороги ровные. Да и очередей таких нет, как при въезде в Россию со стороны Латвии.

Путевые документы в порядке. Все степени защиты в паспорте проверили специальным инфракрасным сканером. Теперь карты в руки контролеру отделения пограничного контроля Виктору Анисимову (имя и фамилия здесь и далее изменены. — Прим. авт.). Он-то знает все уловки матерых контрабандистов. «Важно первым делом заглянуть под капот, — «инструктирует» меня Виктор. – Схрон может быть даже в бачке для стеклоомывающей жидкости. А в проемах под днищем уже не раз находил людей». У проверяемого все в порядке. Тягач тронулся. Эстафету приняли другие специалисты, которые выяснят, что за груз и нет ли в прицепе чего запрещенного. На полосе для выезда из страны остановился «Фольксваген-Гольф» латыша Кристапа. «Возвращаюсь от родственников из России в Резекне. Везу сувениры», — говорит водитель. Контролеров заинтересовало содержимое багажника, салона, но — ничего. (К слову сказать, в мае позапрошлого года отличился земляк Кристапа: на скорости протаранил латвийский пункт пропуска «Патерниеки», сломал шлагбаум, и его «Мазду» удалось остановить только нашим пограничникам. Как выяснилось, пьяный водитель вез пять пистолетов, ножи, оптический прицел, полтысячи патронов и три бинокля. Кроме всего прочего, там находились разные предметы с фашистской свастикой).

ПОКИДАЕМ «Григоровщину».

В пункте пропуска на железнодорожной станции Бигосово — грузовой состав из Полоцка. В среднем на этом участке за сутки в обоих направлениях проходит по 50 товарных поездов и один пассажирский. В прошлом году здесь в вагоне с углем пограничники нашли нелегала, пытавшегося пробраться в ЕС. Что сегодня? «Древесная щепа, — предъявляет бумаги машинист. – Следую в Даугавпилс».

— Смотрите, — проверяет щепу контролер Дмитрий Птиченко. – Здесь что-то есть!
Сперва первый короб отечественных сигарет. За ним – второй. Так набралось восемь с половиной тысяч пачек с белорусскими акцизными марками. Находка, как позже подсчитали, потянула на 82 миллиона рублей. Сигареты задержали вместе с вагоном.

— Реки – еще одна транспортная артерия для контрабанды, — обращают внимание пограничники. — Бойцы на катерах день и ночь патрулируют участок, который идет по Западной Двине. Не раз находили дрейфующие плавсредства с сигаретами. Удивительно, но плоты тоже с навигацией.