Пограничные традиции

Ответить
Аватара пользователя
Леонид Спаткай
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 28 мар 2014, 10:44
место службы: ОКПП "Минск", ГКПВ, БСВОПС
Дата призыва и окончания службы: 1998-2000-2004-н.вр.

Пограничные традиции

Сообщение Леонид Спаткай »

Традиции пограничных войск


Государственном комитетом пограничных войск Республики Беларусь проводится большая работа по сохранению и развитию пограничных традиций. Так, уже стал традиционным ритуал зачисления ветеранов–пограничников почетными пограничниками в воинские части и соединения. Сегодня такой статус имею 30 ветеранов. Хорошей традицией стало и проведение в соединениях и частях с целью популяризации пограничной службы, поднятия престижа и авторитета пограничных войск в обществе, «Дней открытых дверей». Традиционно проводятся и пограничные ритуалы: подъем Государственного флага Республики Беларусь на пограничной заставе, отдача боевого приказа пограничным нарядам на охрану государственной границы, посвящение в старшие пограничных нарядов, посвящение в пограничники, встреча молодого пополнения в части, вручение оружия молодым воинам на учебном пункте и на пограничной заставе, окончание учебного пункта и встреча молодых солдат на пограничных заставах, встреча с Боевым Знаменем части на пограничной заставе, боевой расчет, фотографирование при развернутом Боевом Знамени воинской части, вынос Боевого Знамени воинской части в клуб на торжественное собрание, увольнение пограничников в запас, вручение пограничникам нагрудных знаков и наград, первый выход на охрану государственной границы, вечер чествования лучшего старшего пограничного наряда (специалиста) заставы или подразделения и другие. Традиционными стали в пограничных войсках и сборы с офицерами–выпускниками ВВУЗов и офицерами, прибывшими для дальнейшей службы в пограничные войска из других воинских и военизированных формирований или призванных из запаса.
Трудно выделить наиболее значимую традицию пограничных войск Республики Беларусь. Все они имеют важное значение в организации и проведения военно–патриотической работы, укреплении воинской дисциплины, поднятии боевого духа воинов. Но на двух из них хотелось бы остановиться по подробнее.

1. Именные пограничные заставы

Традиция увековечивать имена и подвиги героев–пограничников в названиях застав возникла как естественное продолжение и отражение в конкретной форме существующего века представления о вечности жизни, ее продолжении в делах, поступках людей, в детях и внуках.
Эта традиция возникла и как своего рода самоутверждение личности, которой поручено защищать и охранять границу государства, самоутверждение чело¬века, имеющего свое Отечество.
Как точно заметил в этой связи великий поэт А.С. Пушкин:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.

Действительно, если обратиться к прошлому, то истоки традиции увековечения памяти героев в названиях подразделений и частей можно найти и в культе предков наших пращуров, и в установленном Дмитрием Донским в «Дмитровскую субботу» поминания тех, кто погиб во время Куликовской битвы, и в канонизации Русской Православной Церковью целого ряда имен русских воинов, и в обычае возводить на Руси храмы, часовни, триумфальные арки в память о защитниках Отечества.
Нельзя не вспомнить и о той, поистине значительной и разнообразной по форме работе по увековечению имен и подвигов воинов–пограничников, которая проводилась в Отдельном корпусе пограничной стражи и непосредственно предшествовала по¬явлению именных застав. Это и фотографирование героев, и со¬общение об их подвигах родственникам, и объявление в приказе о героических поступках, и провозглашение памяти о павших во время молебна 21 ноября, когда отмечался корпусной праздник, и отражение подвигов в солдатских спектаклях, картинах художников.

19 августа 1906 г. по войскам ОКПС были введены «Правила по сохранению памяти о героических подвигах, совершенных чинами пограничной стражи при исполнении служебных обязанностей». Этими правилами определялось в отрядах под фотографией героя помещать текст приказа по корпусу о совершенном им подвиге. Особо выдающиеся подвиги офицеров и нижних чинов следовало вписывать в текст бригадной истории. На надгробном кресте кроме обычной надписи кратко излагалась причина преждевременной героической смерти погибшего, а в бригадной церкви заводилась особая мраморная доска черного цвета, на которую заносились имена и фамилии героев.
После Октябрьской революции пришли новые формы увековечения памяти героев. Изменились взгляды на тех, кто создавал и защищал блага общества, кто нес службу на границе.

9 апреля 1926 г. в пограничных войсках появилась первая застава, которой было присвоено имя красноармейца Андрея Бабушкина, героически погибшего в бою с вооруженными нарушителями границы. Появление именного подраделения явилось, с одной стороны, продолжением вековой традиции увековечения памяти за¬щитников Отечества, а с другой – стало отражением качественно новых подходов к оценке значимости ратного труда, подвигов воинов, несущих службу на передовых рубежах державы.

С тех пор прошло почти 80 лет. За это время в пограничных войсках многое изменилось. Однако, как и прежде, из поколения в поколение передается традиция сохранения памяти о героях границы, их самоотверженности при выполнении поставленных задач.
За 20 предвоенных лет пограничники участвовали в многочисленных вооруженных схватках с нарушителями государственной границы. За проявленное мужество и героизм свыше 2 тыс. бойцов и командиров были награждены орденами и медалями СССР, 18 пограничников удостоены высокого звания Героя Советско¬го Союза, 16 пограничным заставам присвоены имена героев–пограничников.
22 июня 1941 г. пограничники первыми встали на пути нацистских агрессоров. Яркой страницей в летопись Великой Отечественной войны вошли подвиги пограничных застав, которыми командовали лейтенанты А.М. Кижеватов, А В. Лопатин, Ф.В. Морин, В.М. Усов, зам. политрука В.И. Утин, удостоенные за подвиги на рубежах Родины высокого звания Героя Советского Союза. Их имена с честью носят заставы, во главе обороны которых они стояли. Многим пограничным заставам присвоены имена воинов–пограничников, которые совершили ратные подвиги, защищая государственную границу СССР. Так, 2 августа 1946 года одной из закарпатских пограничных застав было присвоено имя Героя Советского Союза Семена Селиверстовича Пустельникова, белоруса, уроженца д. Свистелки Оршанского района Витебской области.

Многие представители пограничных войск, отличившиеся в годы войны, были навечно зачислены в списки личного состава, а их имена присвоены заставам пограничных округов. В те годы решение о присвоении заставам имен героев–пограничников принималось не только правительством СССР, но и правительствами союзных республик, в том числе и Белорусской ССР, что свидетельствовало о признании ими большого значения именных подразделений в деле военно–патриотического воспитания молодежи и военнослужащих на героической истории и традициях пограничных войск. Так, Постановлениями Совета Министров БССР от 13 сентября 1967 года № 311 имя И.П. Беляева присвоена 8 погз Брестского пого, от 31 мая 1968 года № 168 имя А.А. Новикова присвоено 14 погз Брестского пого, от 24 апреля 1968 года № 119 имя А.Н. Сивачева присвоено 4 погз Гродненского пого.

Следует также сказать, что значительную работу по пропаганде подвигов героев, именами которых были названы пограничные заставы в то время выполняли различные общественные организации, органы местной власти, коллективы предприятий и учебных заведений. Именами героев–пограничников были названы предприятия, школы, улицы, населенные пункты. Например, именем пограничника Героя Советского Союза А.М. Кижеватова названа одна из улиц г. Минска, а именем Героя Советского Союза С.С.Пустельникова названы улицы в г. Орше и г. Львове, имя героя–пограничника присвоено и СШ №5 г. Орши.
Не случайно говорят, что подвиги героев составляют золотой нравственный фонд войск. Это обязывает именные заставы быть в пограничных войсках центрами по воспитанию воинов на лучших примерах, традициях погранвойск. И они таковыми являются. На заставах, в отрядах, где есть такие заставы, всегда торжественно отмечают даты совершения подвигов героев, в этот день воины посещают места боев, проводят митинги, возлагают цветы к памятникам. На этих заставах созданы комнаты Боевой славы, в которых отражались как история погранвойск, так и жизнь и подвиг героя, достижения тех, кто пришел служить на заставу. Знакомство с этими материалами помогало воинам глубже понимать роль и значение своей службы, способствовало развитию у них не только стремления достичь высоких результатов в службе, но и формировало высокие морально–боевые качества, готовность к подвигу. Об этом убедительно свидетельствовали мужество и отвага, проявленные при охране и защите рубежей страны, ликвидации последствий стихийных бедствий.

Как дань уважения подвигам пограничников на именных пограничных заставах сложился торжественный ритуал – перед выходом на охрану государственной границы пограничные наряды у памятника или бюста герою проводят минуту торжественного молчания, символизирующего верность памяти героя, традициям пограничных войск, любовь к своей заставе, на которой им выпала высокая честь выполнять свой воинский долг.
Вкладывая все свои силы, энергию, знания в достижения своей родной заставы, воины–пограничники тем самым способствуют не только ее прославлению, но и прославлению всех тех, кто ранее служил на ней, кто совершал свои подвиги во имя защиты границ Родины. И в этом главный смысл существования именных застав – сохранять в памяти молодых воинов–пограничников имена героев, их опыт охраны государственной границы, способствовать на героических примерах воспитанию верности воинскому долгу, традициям по¬граничных войск.
Благодаря деятельности Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь в нашей стране эти традиции не только сохраняются, но и приумножаются. Так, 20 мая 1998 года Указом Президента Республики Беларусь имя старшего контролера старшего прапорщика Кублашвили Варлаама Михайловича присвоено ОПК «Буг» 86 пограничной группы, 4 декабря 2001 года Указом Президента Республики Беларусь имя бывшего начальника 86 пограничного отряда Героя Советского Союза полковника Барсукова Ивана Петровича присвоено 5 пограничной заставе этого же соединения, 28 мая 2003 года Указами Президента Республики Беларусь имя пограничника 7 пограничной заставы 12 Бигосовского отряда красноармейца Хохлова Николая присвоено 2 заставе 14 пограничного отряда, имя Героя Советского Союза ефрейтора Пустельникова Семена Селиверстовича – 1 заставе 15 пограничного отряда, имя начальника 4 заставы 86 Августовского отряда старшего лейтенанта Феодосия Петровича Кириченко присвоено 2 заставе 16 отряда.

2. Знаменные традиции.

Среди пограничных традиций особое место занимают знаменные традиции и связанные с ними воинские ритуалы. Учитывая их огромное моральное значение в идеологическом, военно–патриотическом воспитании воинов, первостепенное внимание уделялось церемонии вручения, независимо от вида знамени, будь то боевое, наградное или шефское. Поэтому уже с первых дней создания пограничной охраны ее руководство стремилось выработать единую форму, как для армейских частей, так и для пограничных.
Исторически сложившиеся традиции царской армии не отвечали идеологическим установкам нового государства. Отстранение церкви от общественной жизни сделало невозможным освящение знамени, а боевая обстановка гражданской войны не способствовала выполнению церемониала прибивки знаменного полотнища к древку. К 1923 году удалось разработать новую форму, которой предписывалось: «В день, назначенный для приема войсковой частью знамени, приказом по части назначается парад. На парад выводится воинская часть в полном составе, в караульной форме, с оркестром музыки». В дальнейшем церемониал совершенствовался, что нашло отражение в нормативных документах. Например, в «Инструкции по применению Постановления ЦИК и СНК СССР о революционных красных знаменах частей РККА» за 1927 год отмечалось, что «вручение частям знамен приурочивается по возможности к установленным годовым праздникам частей».
Во время Великой Отечественной войны продолжалось развитие и совершенствование этой традиции. Результатом работы в этом направлении стало «Положение о порядке обеспечения, вручения и учета Красных знамен войсковых частей и соединений Красной Армии», которое в пограничных войсках вводилось в действие приказом НКВД СССР № 650 от 27 октября 1943 года.
В Положении целый раздел посвящался подробному описанию церемонии вручения знамени части. Во–первых, четко определялся круг лиц, которые имеют на это право: командующие родами войск, командующие или члены военных советов фронта, округа, армии, командиры корпуса. Для приема Боевого Знамени предписывалось построение всего личного состава части в полной боевой готовности, а в боевых условиях – только вызванных представителей от рот, эскадронов, батарей и команд части. Учитывая специфику служебно–боевой деятельности пограничников, в торжественных мероприятиях участвовали представители от всех застав и подразделений.
Начиналась церемония с выноса к месту торжественного построения Боевого Знамени на древке и в чехле специально назначенной знаменной группой из трех наиболее заслуженных бойцов. Им было положено следовать в трех шагах за вручающим начальником. Оркестр исполнял гимн Советского Союза.

После доклада командира начальник, прибывший для вручения Красного знамени, здоровался с частью, а затем подходил к знаменщику, который в это время наклонял древко и держал его горизонтально обеими руками. Вручающий разворачивал полотнище и становился лицом к части, поставив знамя отвесно и придерживая его правой рукой, зачитывал Грамоту Президиума Верховного Совета СССР и текст «Положения о Красном знамени воинских частей Красной Армии», после чего вручал под звуки государственного гимна Красное знамя и Грамоту командиру части. Тот, приняв Боевое Знамя и Грамоту, зачитывал текст военной присяги, который воины громко за ним повторяли. Закончив чтение, командир целовал край знамени, а затем передавал его знаменщику. Под звуки гимна знаменная группа проходила вдоль все¬го строя, где для нее уже было установлено место. Бойцы приветствовали Боевое Знамя криком «Ура». Начальник, вручивший Красное знамя, поздравлял часть, бойцы отвечали криком «Ура», и вновь звучал государственный гимн. Завершалась церемония торжественным маршем личного состава части, после чего знамя уносили к месту хранения.

Интересно отметить, что данный церемониал органично вписался в жизнь пограничников и с небольшими изменениями и дополнениями используется и в настоящее время.

Важное место в воспитательной работе среди личного состава погранвойск занимал определенный порядок размещения и хранения знамен в части. Об этом красноречиво свидетельствуют особые нормативные требования. Так, в приказе РВС СССР № 38 от 10 марта 1932 года указывалось, что «хранение знамени – дело особой пролетарской чести», поэтому «хранение Боевых Знамен частей доверять лучшим частям, а внутри частей – лучшим подразделениям, давшим лучшие результаты на боевой подготовке. Передачу знамен производить в торжественной обстановке». Такой порядок стал еще одним стимулом к совершенствованию боевой и политической подготовки пограничников. Во многих частях началось социалистическое соревнование за право хранить в своем подразделении Боевое Знамя. По свидетельству архивных документов, в 1930–е годы оно развернулось и в Полоцком пограничном отряде. В 1932 году как лучшему ударному подразделению Боевое Знамя было вручено на хранение 5–й заставе, а в 1934 году такого же почетного права удостоилась 7–я застава.
В годы Великой Отечественной войны ритуал хранения знамени приобрел особое значение. Учитывая сложные условия боевой обстановки, для охраны Боевого Знамени назначалась знаменная группа из числа особо отличившихся воинов, о чем издавался специальный приказ по части.
Необходимо отметить, что в это время развивались и традиции особого отношение к утере воинской святыни. С давних времен среди русского воинства это считалось тягчайшим преступлением и позором. Принимая во внимание важность данного вопроса, в нормативных документах он выделялся в отдельную статью. В «Положении о Красном знамени воинских частей Красной Армии» указывалось, что «при утрате Красного знамени вследствие малодушия воинской части ее командир и весь командный состав, виновные в таком позоре, подлежат суду Военного трибунала, а войсковая часть – расформированию».

Подвиги спасения Боевых Знамен представляют яркую страницу истории советских пограничных войск. На Западном направлении в июне 1941 года в строю находилось 26 Боевых Знамен. По архивным данным, только три из них погибли вместе с погранотрядами (до сих пор неизвестна судьба Боевого Знамени 17-го Краснознаменного Брестского отряда). Интересно отметить, что после окончания Великой Отечественной войны пограничники не спешили сдавать в музей свои регалии, оставляя их в частях как наглядный пример боевой истории.
Сложившиеся в годы Гражданской и Великой Отечественной войн традиции находили преемственность. В 1950–1990 годы практиковалось вручение переходящих Красных знамен, а также Памятных, Юбилейных знамен и вымпелов. Массовые мероприятия, проводившиеся по этому поводу во всех пограничных округах, способствовали разработке определенного церемониала. Переходящее Красное знамя вручалось в торжественной обстановке с приглашением гостей от местных государственных и общественных организаций. После устраивались встречи воинов с пере¬ходящим Красным знаменем, которые давали возможность каждому пограничнику почувствовать свою причастность к этой высокой награде.
Следует отметить, что в советских пограничных войсках широко использовались различные формы эмоционального воздействия знамени, а некоторые из них, наиболее эффективные, становились затем традициями.

Например, церемония вручения воинской части ордена и его прикрепления к знаменному полотнищу. Эта традиция родилась в годы Гражданской войны. Особым приказом Реввоенсовета Республики от 8 мая 1919 года определялось, что «...орден Красного Знамени может быть присужден войсковым частям Красной Армии за особые отличия, оказанные в боях, для крепления его на имеющихся революционных знаменах». Последующие награждения по¬казали их большую воспитательную эффективность. В Положении от 1943 года церемониалу вручения и прикрепления ордена отводился целый раздел. Так, «...ордена Союза ССР, которыми награждаются войсковые части и соединения, прикрепляются к Красному знамени в левом верхнем углу полотнища на лицевой стороне». Широко распространилась эта церемония и в пограничных войсках. Наличие боевых наград на знаменном полотнище не только придавало ему особое моральное значение, но и вызывало обоснованную гордость у пограничников, стремление образцово выполнять служебно–боевые задачи под орденоносным Боевым Знаменем.

Понимая высокое нравственное значение государственной награды, военное руководство предпринимало меры по художественному оформлению наградных отличий воинских частей и соединений. В 1948 году были введены орденские ленты к Боевым Знаменам орденоносных частей, которые соответствовали расцветке ордена. Их наличие на древке придавало Боевым Знаменам особое значение воинской доблести. Выполнялись ленты на высоком художественном уровне: в верхней части завязывались в виде банта, в центре которого помещалась розетка из красного шелка, внизу – две кисти из золотистого шелка. Если часть имела несколько орденов, столько же крепилось и лент.

К лету 1950 года было изготовлено 40 таких регалий для орденоносных пограничных частей. В настоящее время ордена и орденские ленты прикреплены к Знамени Государственного комитета пограничных войск (орден Трудового Красного Знамени БССР, которым были награждены пограничные войска ОГПУ Белорусского округа) и к Боевому Знамени 86 погг (орден Красного Знамени, которым был награжден 86 пограничный отряд).

Следует заметить, что награждение орденом становилось поводом для вручения Боевого Знамени тем соединениям и объединениям, которым по Положению его вручение не предусматривалось. В юбилейные даты образования пограничных округов многие из них получили вместе с государственными наградами и Боевые Знамена.

Вообще, отношение к знамени, как к особо почитаемой святыне позволило сконцентрировать вокруг него все события, происходящие в части, что нашло отражение и в формировании ритуалов отдания почестей знамени. Во многих церемониальных действиях сохранилась преемственность исторических традиций русского воинства. Например, принятие присяги у знамени, отдание воинского приветствия знамени, вынос его во время особо торжественных мероприятий в части

Многие ветераны, служившие в пограничных войсках, с особым трепетом берегут в своих альбомах фотоснимки, где они запечатлены на фоне развернутого Боевого Знамени. Такой награды удостаивались воины, отлично выполнявшие служебно–боевые задачи, а само фотографирование у развернутого знамени части являлось одной из почитаемых традиций советских пограничных войск.
Пожалуй, немногие знают, что это церемониальное действие имеет глубокие исторические корни. Фотографирование у развернутого Боевого Знамени особо отличившихся воинов, в том числе и пограничников, как традиция родилось в ходе боевых действий русско–японской войны 1904–1905 годов, а в период Первой мировой эта церемония уже так¬же широко использовалась не толь¬ко в армии, но и в Отдельном корпусе пограничной стражи.

Таким образом, в настоящее время пограничные войска Республики Беларусь располагает бесценным, уникальным опытом применения знаменных традиций. В нынешних условиях эти традиции не только сохранены, но и активно используются в служебной деятельности пограничных войск. Указом Президента Республики Беларусь от 4 июня 1997 года № 321 «О знамени Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь и Боевом Знамени воинской части и соединения пограничных войск Республики Беларусь» были учреждены знамя Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, Боевое Знамя воинской части и соединения пограничных войск Республики Беларусь, утверждены Положения о них и описания знамени и Боевого Знамени. Указом также было установлено, что при вручении воинским частям и соединениям новых Боевых Знамен, ранее врученные знамена остаются в воинских частях и соединениях и используются при проведении воинских ритуалов.

Таким образом, бережное сохранение и соблюдение исторической преемственности традиций пограничных войск – одна из благороднейших задач современных защитников рубежей Беларуси, потому что они органично вписываются в современную служебно–боевую деятельность пограничников, воспитывая у них особое уважение к героическому прошлому пограничников Беларуси.

Научно-информационный сборник. Мн., ГКПВ, 2004., выпуск №5. С.35-46.
Ответить

Вернуться в «История границы...»