Проблемы поиска и памяти в Брестской крепости

Ответить
Аватара пользователя
pogranec
Администратор
Сообщения: 3389
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 10:38
место службы: Республика Беларусь
Дата призыва и окончания службы: 28 мая по н/с
Контактная информация:

Проблемы поиска и памяти в Брестской крепости

Сообщение pogranec »

В городской библиотеке имени А.С. Пушкина завершила работу международная военно-историческая конференция «Брест, 1941: Поиск. Истина. Память».


Одно из выступлений участник конференции из Минска А.Л. Долговский посвятил проблемной теме — именам на мемориале в Брестской крепости. В выступлении был представлен список из 14 человек, ошибочно учтенных погибшими в боях и захороненными в Брестской крепости. Все они в разное время и при разных обстоятельствах (в том числе и за пределами крепости) попали в плен и умерли в плену.

Изображение

…Кто встретил войну первыми? Конечно пограничники. Их имена есть и на памятных плитах у штыка-обелиска. Один из увековеченных там пограничников – Крамаренко В.И.

Изображение

Вот его реальная история на основании архивных документов.

КРАМАРЕНКО Владимир Иванович, 1921 г.р., г. Харьков. Призван в 1940 г. из г. Харьков, рядовой, курсант внештатных Окружных курсов подготовки водителей строевых и транспортных машин ПВ НКВД БССР (т.н. «курсов шоферов» БПО), располагавшихся на Тереспольском укреплении БК. Учтен погибшим в июне 1941г.

По уточненным данным: попал в плен, умер в плену.

Тип документа-источника: Personalkarte I

Изображение

КРАМАРЕНКО Владимир Иванович (Kramarenko, Wladimir Iwan), 1921 г., Харьков. Украинец, солдат (рядовой), 17 автобатальон. Попал в плен 22.6.1941г., место пленения – г. Брест. Содержался в шталагах 304 B (Muhlberg), 304 C (Zeithein), 304 G (Olchats), номер военнопленного – 122925. С 1.10.1941 г. – в шталаге 304 (IV G), в составе рабочей команды Colditz (A.Ko. Colditz, Schamoltwerke, K.O. Grimma-Sud). С 9.04.1942г. – в лазарете лагеря 304 Цайтхайн (Zeithein), с 29.4.1942г. – в шталаге 304 (IV H). Умер 14.10.1942 г. Похоронен 15.10.1942г., место захоронения – русское кладбище Якобсталь, участок №409, блок 1, ряд 11.

Изображение

Курсант Владимир Крамаренко встретил начало войны на Тереспольском укреплении Брестской крепости, в расположении курсов шоферов Белорусского пограничного округа. Как известно, объекты на этом укреплении (Западный остров) были в числе приоритетных целей как для немецкой артиллерии, так и для штурмовых групп пехоты. В результате многие пограничники были убиты или ранены, многие захвачены в плен, оставшиеся в живых организовались в сводные боевые группы и оказывали врагу упорное сопротивление. Мы не знаем точно, в какое время и при каких обстоятельствах 22.06. Крамаренко попал в плен. Однако теперь можем точно сказать, что он не погиб 22 июня и его останков нет под плитами мемориала. Могила Владимира Крамаренко находится на одном из четырех кладбищ около станции Якобсталь, на территории немецкой провинции Саксония.. В отличии от десятков тысяч военнопленных, захороненных в общих могилах без всякой идентификации или не захороненных вообще, Владимир Крамаренко похоронен в братской могиле, которую, располагая приведенными в статье данными, можно найти. По данным из книги памяти Мемориала Эренхайн-Цайтхайн, могилу Крамаренко следует искать на кладбище Цайтхайн II. В книге памяти советских военнопленных Мемориала Эренхайн-Цайтхайн под №6246 значится: Крамаренко Владимир Иванович, украинец, 01.01.1921, Харьков. Умер 14.10.1942, солдат (рядовой), K II.

Изображение

Из справочной информации о захоронениях в районе ст. Якобсталь с сайта Мемориала Эренхайн-Цайтхайн: «Обозначенное раньше „кладбищем для русских Якобсталь“ второе захоронение Цайтхайна использовалось для погребения в период с декабря 1941 г. по ноябрь 1942 г. Здесь последний покой нашли прежде всего жертвы страшной эпидемии сыпного тифа той зимы. На этом, расположенном недалеко от вокзала д. Якобсталь, кладбище покоится наибольшее количество жертв. Организованная СВАГ еще в 1946 г. комиссия обнаружила здесь на площади 104 на 37 метров в общей сложности 24 братских могилы, в которых было похоронено более 12 000 человек. Судьбы 6 612 из них сегодня выяснены. С 2001 по 2004 годы захоронение было реконструировано руками участников международного молодежного лагеря труда, организованного "Народным Союзом Германии".
Надеюсь, когда-нибудь в памятный день 22 июня цветы от благодарных потомков лягут не только на плиты мемориала в Бресте, но и к подножию скромного памятника на кладбище советских военнопленных у станции Якобсталь…

Он – только один из по меньшей мере 14 человек, числящихся официально погибшими именно в Брестской крепости. Однако мы только что на его примере объяснили вам, что это на самом деле не так: воин-герой погиб в немецком плену. О других числящихся павшими в стенах Брестской крепости, но на самом деле также погибших в немецком плену – наш рассказ в следующих публикациях.

Изображение
"Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались сутками, неделями... Из 485 западных застав, ни одна не отошла без приказа... Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что война продлится еще 1414 дней. Павшие в июне сорок первого пограничники не могли услышать залпов Победы. Родина салютовала тем, кто шел к великой победе... и тем кто сделал к ней первой шаг..."
Ответить

Вернуться в «22 июня 1941 г.-пограничники принимают бой...»