Наша группа на одноклассниках
Наша группа в ВКонтакте
Наша канал на YouTube

Танкетки

Танкетки

Сообщение pogranec » 31 май 2014, 11:59

Изображение

Если идти по центральной аллее католического кладбища (ул. Пушкинская, за переездом) почти под самую кирпичную стену депо, обнаружим две безымянные могилы офицеров-панцерняков. Наверняка это был некий трагический случай, произошедший задолго до военных действий 1939 года.

В центре надгробного креста – ведущая звездочка ходовой части танкетки, по бокам – элементы внутреннего передаточного механизма. Ограды могил сооружены из гусениц этой самой ТК-3, сделанной поляками по лицензии с британской «Карден Ллойд».

С идеей танкетки связан относительно короткий и не слишком удачный период в истории мирового танкостроения. Французский генерал Этьенн, инициатор создания «Рено-FT-17», еще в 1915 году мечтал о «роях бронированных пехотинцев», каждому из которых будет придан железный конь. После Первой мировой идею возродили в Англии: за Ла-Маншем попробовали строить тактику боя на множестве сверхлегких, дешевых в производстве машин, рассчитанных на двух или даже на одного человека.

Английские инженеры Мартель и Карден на собственные средства сконструировали мини-танк, по-другому – танкетку. Правительство оценило изобретение, и в 1928 году на вооружении английской армии появилась танкетка «Карден Ллойд Мк.VI». Пошли фотографии в прессе: танкетка, а рядом лошадь. Подчеркивались габариты, а заодно назначение танкетки как «боевого коня» будущей «войны моторов».

«Танкеточной» болезнью переболели многие страны: «Карден Ллойд» закупили Италия, Польша, Чехословакия, СССР, Япония, Китай… Советский Союз сделал приобретение в 1930-м, доработал и год спустя принял на вооружение под названием Т-27. До 1933 года, когда выпуск этой марки был прекращен, успели произвести 2600 единиц. Был даже лозунг «Меняем лошадей на танкетки».

В советских военных маневрах 1935 года участвовал парашютный десант (1800 человек), который «закрепился» на ровном поле. Через несколько минут сюда стали садиться тяжелые бомбардировщики ТБ-3, несшие под фюзеляжем танкетки Т-27.
Изображение

В реальном деле Красная армия применяла Т-27 в песках Каракумов, где танкетка хорошо отслужила при ликвидации басмаческих «банд». Использовалась в основном для сопровождения конницы в качестве штабной машины. В бою басмачи ничего не могли ей противопоставить: ни винтовка, ни пулемет, ни осколки ручных гранат танкетку не пробивали. Но в Красной армии эти машины как-то быстро отошли, в 30-е годы были уже танки (в 1932 году СССР под видом тракторов купил у США два экземпляра танка «Кристи»).

Польша закупила английские танкетки раньше советов – в 1929 году. Была приобретена и лицензия на производство. В 1930 году поляки изготовили танкетки ТК-1 и ТК-2, полностью повторявшие британский образец, в то время с открытым верхом. Дальше пошли по линии модернизации: поставили значительно более мощный двигатель и снабдили подвеску дополнительной рессорой, в результате чего танкетка получила плавный ход, в отличие от английской, езду на которой мог выдержать далеко не всякий (в британской армии в экипажи танкеток отбирали все равно как в летчики – с отличным вестибулярным аппаратом). Английская военная делегация после ознакомления с польскими доработками осталась поражена плавностью хода.

На следующем этапе танкетке сделали броневую крышу с двумя прямоугольными люками, установили пулемет Гочкисса либо Браунинга и обозначили новшество как ТК-3. Выпуск наладили под Варшавой. С 1932 года перешли на еще более новую модель – танкетку TKS, бронированную листами большей толщины (10 мм). Впервые в мировом танкостроении был установлен прибор перископического наблюдения (системы капитана Гундляха) и оптический прицел к вооружению. Последнее варьировалось: вместо пулемета танкетка могла оснащаться пушкой либо противотанковым ружьем. В боекомплект входил также зенитный пулемет: в случае авианалета командир экипажа выходил из танкетки, вставлял ствол зенитки в укрепленный с правой стороны шкворень, дающий вращение в любом направлении, и вел огонь по самолетам противника.

На 1 сентября 1939 года польская промышленность выпустила около 400 танкеток TKS.

Изображение

Два слова о фотографиях. Танкетку TKS видим захваченной, на нее облокотился позирующий немец. Нас солдат вермахта интересует как масштабирующий элемент – для наглядности размера. Из-за малой высоты танкетки (1 м 44 см) экипаж набирался из людей низкого роста.

Еще более любопытен последний снимок, сделанный в окрестностях Бреста: увязшей в песке трофейной танкеткой ТК-3 заняты красный командир и немецкий механик.

Кстати, к тому времени в большинстве армий мира этот вид вооружения безвозвратно ушел. Польские танкетки, захваченные в войну 1939 года, немцы использовали как тягачи.
Василий САРЫЧЕВ
"Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались сутками, неделями... Из 485 западных застав, ни одна не отошла без приказа... Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что война продлится еще 1414 дней. Павшие в июне сорок первого пограничники не могли услышать залпов Победы. Родина салютовала тем, кто шел к великой победе... и тем кто сделал к ней первой шаг..."
Аватара пользователя
pogranec
Администратор
 
Сообщения: 3138
Изображений: 2060
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 10:38
место службы: Республика Беларусь
Дата призыва и окончания службы: 28 мая по н/с

Вернуться в Брест 1939-1941.Между молотом и наковальней

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0