Танк «Виккерс»

Ответить
Аватара пользователя
pogranec
Администратор
Сообщения: 3389
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 10:38
место службы: Республика Беларусь
Дата призыва и окончания службы: 28 мая по н/с
Контактная информация:

Танк «Виккерс»

Сообщение pogranec »

Изображение

Последняя декада сентября 1939 года. На улице Унии Любельской, скоро переименованной в улицу 17-го Сентября (ныне Ленина), напротив ворот городского парка, «перекуривает» колонна танков Т-26 – «советских Виккерсов», какими они являлись по сути.

Исконно английский 6-тонный «Виккерс» был создан в 1929 году фирмой «Виккерс-Армстронг» в двух вариантах: одно- и двухбашенном. Любопытно, что в самой Англии этот танк не получил признания (британских генералов не устроила его ходовая часть), но при этом отлично пошел на экспорт. Боливия, Таиланд, Китай, Болгария, Греция, Финляндия – куда только ни реализовал новинку британский департамент по торговле вооружениями. В результате натуральные «Виккерсы» (имелись на вооружении у 12 стран) или их зарубежные модификации воевали друг против друга на самых разных полях сражений. Например, в 1933 году во время войны Боливии с Парагваем двухбашенный «Виккерс» был захвачен парагвайцами и установлен как памятник в столице Асунсьоне.

Британский танк приглянулся СССР, закупившему первые «Виккерсы» раньше других государств – 28 мая 1930 года. А с 13 февраля 1931-го «Виккерс 6т» стал серийно производиться на ленинградском заводе «Большевик» (бывший Обуховский) и поступать в Красную армию под индексом Т-26. За последующее десятилетие было сделано 12 000 (!) танков Т-26 (для сравнения, разработчик базовой английской версии «Виккерс-Армстронг» выпустил в общей сложности всего 153 танка). Советским Т-26 впоследствии довелось встретиться с исконно английскими «Виккерсами», несколько их десятков стояли на вооружении у Финляндии, в советско-финской войне 1940 года (впрочем, при 25-кратном превосходстве Красной армии в танках, большую часть которых у финнов составляли устаревшие «Рено FT-17», о каком-то серьезном противостоянии Т-26 и «Виккерсов» говорить не приходилось).

Второй, помимо СССР, страной, развернувшей на своих заводах производство «Виккерсов», стала Польша. 16 сентября 1931 года поляки заказали 22 двухбашенных и 16 однобашенных «Виккерс 6т» и приобрели лицензию на производство танка. В своей конструкции они изменили форму пулеметных башен под установку в них пулеметов «Гочкис». Кроме того, оказалось, что штатные двигатели закупленных танков сложны для серийного производства, деликатны в обслуживании да еще подвержены перегреву. В 1934 году поляки отказались от капризного карбюраторного двигателя, заменив его на австрийский дизель большой мощности и опередили в этом вопросе всех (ранее дизельный двигатель не ставили на серийные танки ни в одной стране мира), а заодно также впервые применили танковые перископы системы польского капитана Гундляха.

Лобовую броню корпуса довели до 17 миллиметров, башни – до 15 миллиметров. Испытания первого опытного танка, получившего название 7ТР («7-тонный польский»), начали в августе 1934-го, и менее чем через год механический завод «Урсус» получил заказ на 22 двухбашенных 7ТР. В 1936 году поляки закупили у шведов разработанные там башни с 37-миллиметровой противотанковой пушкой «Бофорс», а с мая 1938-го развернули их лицензионное производство.

На 1 сентября 1939 года Польша имела 139 танков 7ТР. Эти «польские Виккерсы» превосходили танки, состоявшие на вооружении вермахта, по оружию, бронированию и проходимости, но уступали в скорости. По данным польской стороны, в 1939 году 7ТР во взаимодействии с пехотой и артиллерией вывели из строя около 200 немецких танков (всего в войне с Польшей участвовало 2 800 танков вермахта). Прямых боев с советским собратом 7ТР не имел, поэтому сравнить их можно лишь по техническим характеристикам, согласно которым оба танка были примерно равноценны. Разве что советская 45-миллиметровая противотанковая пушка имела небольшое преимущество в бронепробиваемости.

Любопытно, что двадцать польских 7ТР побывали в нашем городе. Они принадлежали 2-му батальону легких танков, воевавшему в составе армии «Лодзь», а затем получили приказ совершить отходной марш до Бреста. 13 сентября после ускоренного ремонта и техобслуживания танки покинули город, через день приняли бой с немцами под Влодавой, а 17 сентября отступили в Ковель, откуда отправились в новый марш к румынской границе.

Что до советских танков, в боевых действиях немецко-польской войны им поучаствовать не довелось: для них кампания ограничилась затяжным маршем да совместным с немцами парадом в Бресте. Кому-то выпадали локальные малозначащие задачи вроде рассказанной героем одной из ранее опубликованных глав – «жолнежем из Сухополя». По приходе Красной армии в городе и окрестностях было много польских военнопленных, захваченных немцами либо сдавшихся советам. Их судьба оставалась нерешенной. По воспоминаниям рассказчика, в один из первых советских дней Бреста большое количество пленных поляков сидели на поляне нынешнего Южного городка, а рядом стоял большой многобашенный танк со звездой. Роль охранников была танкистам чужда, и они от скуки вращали орудийную башню. Та медленно, со скрипом поворачивалась, и пленные инстинктивно пригибали головы. Наводчику это очень нравилось, он вел башню в одну сторону, а потом так же медленно в другую…
Василий САРЫЧЕВ
"Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались сутками, неделями... Из 485 западных застав, ни одна не отошла без приказа... Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что война продлится еще 1414 дней. Павшие в июне сорок первого пограничники не могли услышать залпов Победы. Родина салютовала тем, кто шел к великой победе... и тем кто сделал к ней первой шаг..."
Ответить

Вернуться в «Брест 1939-1941.Между молотом и наковальней»