Морские хирурги...

остальные рассказы...
Ответить
Аватара пользователя
pogranec
Администратор
Сообщения: 3389
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 10:38
место службы: Республика Беларусь
Дата призыва и окончания службы: 28 мая по н/с
Контактная информация:

Морские хирурги...

Сообщение pogranec »

МОРСКИЕ ХИРУРГИ

В летний день 1975 года малый разведывательный корабль (мрзк) "Анероид", болтавшийся в океане под наивным гидрографическим флагом, возвратился из очередного похода в родной Владивосток.
Изображение

Малый разведывательный корабль "Анероид"

По "легенде" корабль занимался изучением гидрологии моря и поиском планктонных зон. На деле утыканный антеннами и всякими такими штуками кораблик по своему предназначению мог ввести в заблуждение разве только что безнадёжных идиотов. В международном справочнике флотов мира "Джейн'с файтинг шипс" он числился в разделе кораблей-шпионов.


СПРАВКА: Малый разведывательный корабль "Анероид" более 23-х лет находился в составе 38-й бригады разведывательных кораблей ОСНАЗ Разведки Тихоокеанского флота.
Построен в 1966 году в Ярославле по проекту 502 как средний рыболовный траулер-морозильщик (СРТМ). Приобретён Разведкой ВМФ и передан Разведке ТОФ. 28 марта 1966 года на корабле, получившем название "Анероид", был поднят военно-морской флаг. Корабль имел водоизмещение 840т, длину - 54,3м, ширину - 9,3м, осадку - 3,6м, экипаж - 76 чел. (офицеров - 9, мичманов - 10, старшин и матросов - 57. Первым командиром мрзк "Анероид" был назначен капитан-лейтенант ИСАЕВ Владимир Иванович. В декабре 1966 года - январе 1967 года "Анероид" с однотипным кораблём "Курсограф" совершили совместный трансокеанский переход южным морским путём через три океана: из Балтийска, через Датские проливы, пролив Ла-Манш, Бискайский залив, Атлантику, вокруг Африки, м. Доброй Надежды, Индийский океан, Малаккский пролив, Японское море на Тихоокеанский флот. Общее командование переходом осуществлял капитана 2 ранга КОЗЬМИН А.Б.

В жару и в холод, в экстремальных штормовых условиях моряки несли круглосуточную вахту на разведывательных кораблях.

Глядя на швартующийся к причалу кораблик и на обветренные, загорелые и сияющие рожи облепивших мостик мореходов, Неулыба чугунной тумбой торчал на стенке.
Неулыба отнюдь не сиял: он знал - поход был заурядным и не принёс ничего нового. Такое иногда случалось. Вероятный противник осуществлял свою деятельность скрытно, соблюдая условия строгого радиомолчания. И сверкать зубами, по мнению Неулыбы, этим колумбам не следовало. Впрочем, он понимал, что колумбы скалили зубы не ему, а толпившимся за кованой решеткой ограждения женам и девам.


Стенка причала номер 37, где швартовались разведывательные
корабли 38-ой бригады ОСНАЗ Разведки ТОФ. Владивосток.


Но они пусть подождут. По установленному порядку он, Неулыба, должен заслушать командира корабля и специалистов-"головастиков" о результатах похода.
В кают-компании развесили схемы и карты, Неулыба уселся в вертящееся кресло, смахнув мимоходом со стола пару проворных тараканов.
- Ну, что привезли? Кроме тараканов, конечно. Докладывайте.
Доклад командира, белобрысого и румянощёкого старлея, был на этот раз весьма скромен. На морском языке - "на три балла".
Изображение

Старший лейтенант Пивоваров В.К.
В 1975 году командир мрзк "Анероид"

- Ну ладно, - подытожил Неулыба. - Вопрос ясен: вы плавали, они плавали. Вежливо раскланивались друг с другом. Но мне помнится, вы доносили об операции аппендицита у матроса. Кстати, в это время штормило. Как прошла операция?
Командир сглотнул слюну и "принял стойку". Он молчал. В кают-компании притихли, слышалось только жужжание "подхалимов" (вентиляторов) и шорох проворных тараканов.
- Что молчите? У вас что, язык отнялся?
Молчание. Офицеры корабля переглядывались и прятали глаза. Неулыба оглядел колумбов:
- Ишь, какие скромники! А где корабельный врач? - Неулыба выдернул взглядом из-за спин лейтенанта с мятыми погонами, на которых красовалась эмблема змеи и чаши.
Изображение
- Ну, лейтенант, доложите, как вы оперировали на качке? Трудно было? Насколько я помню, с моря доносили - операция прошла успешно. Чего скромничаете, доктор? Это же здорово - первый раз в море и...
А лейтенант молчал. Лейтенантский кадык ходил вверх-вниз, на лбу выступили капельки пота.
- Да что вы все воды в рот набрали? А ну-ка, прооперированного матроса ко мне!
Прибыл матрос, споткнулся о комингс двери, пошевелил ушами и совсем уж не к месту растянул в улыбке рот. "Первогодок" - определил Неулыба.
- Ну, сынок. Это тебе делали операцию? Матросик согласно кивнул, на лице проступило удивление: откуда знает?
- Как самочувствие? Шов болит?
- Не-а! - ответствовал матрос, ещё шире растянув рот. Неулыба подошел к матросу, задрал подол робы, провел пальцем по рубцу шва. Свежий, красный!
- Не болит?
- Не-а!
- Ну ладно, сынок. Иди.
Неулыба повернулся к командиру.
- Что за фокусы, командир? Почему молчанка?
Командир ещё раз сглотнул слюну и по-прежнему молчал.
- Ну, раз так! Разрешите, товарищ капитан первого ранга! Как коммунист - коммунисту! Доложу, как было! - вскочил и зачастил замполит, лейтенант с круглой тамбовской физиономией. Из его доклада явствовало:
Изнуренного многодневной качкой врача-лейтенанта, впервые вкусившего "романтику моря", хватило только на диагноз. Мысленно представив, как он будет делать операцию, лейтенант впал в ступорное состояние. Забыл! Все начисто забыл!.. А матрос стонет. Временами орет.
И тогда замполит и помощник командира, тоже лейтенанты, но уже обкатанные морем, вспомнив, что не боги горшки обжигают и что они - коммунисты, решились.
Изображение

Хирургическая операция по удалению аппендицита

В кают-компании приготовили под операционную обеденный стол. Закрепили на нём матроса по-штормовому. Отыскали справочник полевой хирургии, чуть ли не времен Пирогова. И начали операцию: замполит читает, помощник действует.
Изображение
Военно-полевая хирургия. Еланский Н.Н. Записки военно-полевого хирурга, Вишневский А.А. Портал профессиональной медицины По пунктам:
- Оголи живот... - Оголен.
- Побрей волосистую часть... - Побрита.
- Смажь йодом, от души.
- Дай новокаинчику... - Новокаинчик дан.
- Плесни ему в глотку... - В глотку вылито и от души.
- Сделай разрез, вот так... - Разрезано.
- Отверни брюшину... - Отвернута.
- Раздвинь кишки... - Кишки раздвинуты.
- Отыщи отросток... - Аппендикс отыскан, вот он!
- Отрежь... - Отрезано.
- Наложи шовик!.. - Заштопано.
- Уложи кишки на место! Проверь инструмент!.. - Проверено по справочнику, уложены. Инструмент проверен.
- Зашей живот!.. - Зашито.
-Дай хлебнуть, что покрепче...
- Дано спиртяжки. Стакан выхлебан.



От этого доклада у Неулыбы "зашевелились" волосы, выступил холодный пот.
- И вы... это сделали? Да вы хоть когда-нибудь лягушку резали? - спросил Неулыба.
- Никак нет!..
- А вы, замполит, хоть раньше ассистировали?
- Никак нет! Крови боюсь.
- Ну, разбойники! Ну, вы и даете! - шумно выдохнул Неулыба. А сам отвернулся к схемам и спрятал улыбку.
- Но... повинную голову меч не сечет!
Задвигались и заулыбались лейтенанты: пронесло!
- Ладно. Доклад принят, - пробурчал Неулыба. И добавил:
- А ну, марш к женам!
И мореходы-колумбы горохом сыпанули на причал.
Изображение
Разведывательные корабли 38-ой бригады ОСНАЗ Разведки ТОФ.
37-й причал во Владивостоке.


ПРИМЕЧАНИЕ:

В Южно-Китайское море и в Тонкинский залив, в район боевых действий ВМС США и ВС Вьетнама, семнадцать кораблей бригады за период с 1963 года по 1974 год совершили 94 похода. В отдельные годы кораблями совершалось до 32-х выходов в море для решения задач БС.
В 1975 году в море и в составе сил постоянной готовности одновременно находилось до 16 разведывательных кораблей соединения Разведки ТОФ, из них непосредственно в море от шести до девяти кораблей.

МРЗК "Дефлектор" в 1975-1976 г.г. совершил походы в Индийский океан продолжительностью 240 суток, БРЗК "Забайкалье" в 1976 году пробыл на боевой службе 239 суток, МРЗК "Гидрофон" в 1967 году - 238 суток, МРЗК "Протрактор" в 1967 году - 200 суток, СРЗК "Гавриил Сарычев" пробыл на БС 190 суток. ("38 бригада кораблей ОСНАЗ ТОФ").
Изображение

КОММЕНТАРИЙ к рассказу.

Неулыба = Контр-адмирал (1983г.) Штыров Анатолий Тихонович. В 1970-е годы являлся заместителем Начальника Разведки ТОФ. После увольнения в запас проживал в Москве. Скончался 26 января 2014 года в возрасте 84-х лет.


PS. Нижеуказанная информация взята с сайта http://www.helium1.narod.ru

Анатолий Тихонович Штыров родился 6 марта 1929 года в г. Петровске Саратовской области. В 1944 году, в соответствии с указом Сталина подбирать беспризорников на железных дорогах, попал в Горьковское военно-морское подготовительное училище. Там в совершенстве изучил французский язык.

В 1947 году был исключен из комсомола "за антисоветские настроения". Это могло иметь плохой конец, но его пощадили по молодости. В том же году, завершив обучение в училище, поступил в Тихоокеанское высшее военно-морское училище (ТОВВМУ), где в совершенстве изучил английский язык. Окончив это училище 21 сентября 1951 года, он получил воинское звание лейтенант и был назначен в распоряжение командующего Камчатской военной флотилией.

Плавал на подводных лодках в различных должностях - от командира рулевой группы до старшего помощника командира лодки.
В период 1959-1960 годов учился на подводном факультете Высших офицерских классов.

После учебы снова был направлен на Тихоокеанский флот, где служил в должностях командира лодки, начальника разведки эскадры подводных лодок, заместителя начальника штаба Камчатской военной флотилии.
В 1983 году ему было присвоено звание контр-адмирал, а в 1985 году он был переведен на запад, в штаб юго-западного направления.
В июне 1989 года, с выслугой более 40 календарных лет, Штыров был уволен в запас по болезни.

В процессе службы накопил много интересного материала. По его собственным словам, в период с 1947 по 1955 годы стихов не писал вообще, так как чувствовал, что постоянно подвергается слежке за "вольнодумство".

Уволившись в запас, он подготовил и выпустил книгу стихов "Моряна" (Кишинев, "Литература артистика", 1990), которую писал почти всю жизнь. "Возраст" некоторых из стихотворений, вошедших в эту книгу - 35-40 лет. Затем вышли книги стихов "Соленые ветры" и "Девятый вал" (Кишинев, 1999). Помимо книг стихов у Штырова выходили и книги прозы. Наиболее известная из них "Жизнь через перископ": повести, рассказы, исследования (Кишинев, 1998).

За свою литературную деятельность Штыров удостоен звания лауреата литературных премий им. Андрея Первозванного, Золотой кортик, Бизертский крест. Он сотрудничал со многими изданиями и являлся дипломантом Союза журналистов России.
"Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались сутками, неделями... Из 485 западных застав, ни одна не отошла без приказа... Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что война продлится еще 1414 дней. Павшие в июне сорок первого пограничники не могли услышать залпов Победы. Родина салютовала тем, кто шел к великой победе... и тем кто сделал к ней первой шаг..."
Ответить

Вернуться в «Если надо-порвем НАТО»