Наш «мир потребления, каким мы видим его сегодня, зародился именно тогда, в «девяностые»…
В 1990-е, как и сегодня, трансграничная торговля процветала. Много товаров и изделий граждане везли вполне легально: что-то из нашей продукции можно было выгодно продать в Польше, а что-то было не менее выгодно везти оттуда к нам. Но и желающих нажиться на этих потоках нашлось немало: контрабандисты орудовали по обе стороны Буга.
В Европу уходили антикварные и ювелирные изделия, в обратном порядке активно следовали наркотические вещества. Брестский вокзал был популярным каналом для контрабандистов – здесь не было многокилометровых очередей, в которых люди могли стоять и по несколько дней, зато в поездах можно было выгодно что-то припрятать.
Однако такие каналы регулярно вскрывались сотрудниками таможни. Со временем в этой сфере стали наводить серьезный порядок, и принцип «Дал денег – шлагбаум поднялся» быстро сошел на нет. Но сама контрабанда – как явление и желание отдельных людей нажиться за счет обмана – никуда не исчезла. Просто контрабандисты стали другими – более хитрыми и изощренными. Вместе с ними стали более внимательными и сотрудники таможни.
История учит, что контрабанда может быть побеждена лишь в двух случаях. Первый – когда люди начинают испытывать отвращение к тому товару, который предлагают контрабандисты, как это было в случае с работорговлей. Второй – когда товар, который провозят нелегально, перестает быть запрещенным, как это было в случае с алкоголем после отмены сухого закона.
Таковы были суровые реалии 90-х и нулевых...