Корреспондент «Гродненской Правды» побывала на съемках продолжения известного телесериала
Вовсе не непогода послужила тому, что у аншлага с надписью «Государственная граница. Республика Беларусь» нас не остановил пограничный наряд. Просто граница в агрогородке Жодишки на Сморгонщине киношная для съемок эпизодов фильма из цикла «Государственная граница». Съемки ведет Национальная студия «Беларусьфильм». Рабочее название фильма, состоящего из двух серий, – «Последний шпион». В прокат скорее всего он выйдет под названием «Новое время».
Военно-исторический сериал «Государственная граница», снятый в СССР в 1980-88 годах, состоит из восьми фильмов. Продолжение сериала решили снять через 25 лет после выхода в свет последней серии. Новый фильм перенесет нас в 1992 год и расскажет о становлении пограничной службы молодого белорусского государства. Фильм снимается по заказу Министерства культуры РБ. Режиссер – Игорь Четвериков.
– Идея снять продолжение «Государственной границы» принадлежит директору киностудии «Беларусьфильм» Олегу Сильвановичу, – рассказывает директор съемочной группы Татьяна Петрова.
Главный герой фильма Антон Пекарский – его роль исполняет российский актер Андрей Фролов, – отслужив на границе в Средней Азии, возвращается на родину, в Беларусь, и становится у истоков национальной пограничной службы. Об этом фильм.
Большая часть фильма отснята в Минске – сцены в квартире и на вокзале. Минский вокзал отлично «сыграл роль» вокзала в Узбекистане – оттуда уезжает главный герой. В Молодечно снимали сцены на аэродроме и на железнодорожном вокзале.
Часть действия фильма разворачивается в Узбекистане. Но в Узбекистан на натуру, к сожалению, поехать не можем, бюджет картины небольшой, поэтому выбрали «натуру» в карьере в Микашевичах. Потом предстоят съемки в Лидском районе и в поселке Нача Вороновского района.
Натуру для съемок выбирали долго, объехали практически всю Беларусь, и не только приграничные районы. Исторический факт – после установления границы с Литвой одну деревню граница разделила надвое. Даже деревенское кладбище оказалось на литовской стороне. Вот и искали такую деревню, чтобы граница раздела шла по реке, чтобы был мост, на котором можно расположить пограничный пост. Сморгонец Игорь Павлов – он помогает нам в подборе декораций – предложил поехать в Жодишки. Когда приехали на мост через реку, поняли – это то, что нам нужно.
На прошлой неделе в понедельник съемки прошли без сучка и задоринки – небо хоть и было хмурым, но брызнуть дождем так и не осмелилось. На съемочной площадке в Жодишках грохотали БТРы, которые в начале девяностых массово угоняли из армии.
– Был такой факт после развала Союза, – комментирует Татьяна Петрова. – Съемочной группе помогают консультанты из Государственного пограничного комитета Республики Беларусь. У нас один официальный консультант и несколько добровольных.
Для участия в массовках местных жителей не приглашают. Как правило, сцены у нас массовые, человек по 50-100 задействовано. Артист массовки – тот же артист, без предварительной подготовки на площадку его не выпустишь. Поэтому привозят людей. Единственная местная «артистка», которая задействована в фильме, – жодишковская буренка.

Одна и та же корова должна появляться в кадре и во время съемок на Лидчине, и в Жодишках, и в Наче. Но возить ее с собой – нереально. Поэтому выбирают буренок среди местных.
– В главной роли – российский актер Андрей Фролов. В Жодишках снимается литовский актер театра и киноТомас Жайбус – у него эпизодическая роль. Из белорусских актеров – очень талантливый Павел Харланчук-Южаков. Также занята Татьяна Миронова. Уже отсняли эпизоды с грузинским артистом Михаилом Месхи.

С российским актером Андреем Фроловым мы встретились в гостиничном номере в Сморгони.
На студии «Беларусьфильм» Андрей снимается второй раз. Раньше снялся в фильме «Смертельный танец» режиссера Игоря Четверикова в главной роли агента ФСБ Никиты Кряхина в 2012 году. Теперь Игорь Четвериков снова пригласил его в свой фильм.
По моей просьбе Андрей рассказал о своей творческой биографии:
– Родился я в Калуге. Отец был военным летчиком, и нам пришлось часто переезжать. Жили в Подмосковье, в Харькове, в Чехословакии. После распада Союза вернулись в Калугу, на родину матери. Артистом хотел стать с детства. Помните Полунина с его «асиссяй»? Я его миниатюры пытался изобразить. Отец купил мне большой надувной телефон. Хорошо получалось, все смеялись.
После школы по желанию отца поступил в Калужское военное авиационное училище. Летчиком не стал, получил специальность техника-механика самолетных и вертолетных двигателей. Но понял, что по этой специальности работать не буду. Уехал в Москву поступать в Баумановское, но душа к профессии не лежала. И преднамеренно сдавал экзамены хуже, чем мог, недобрал баллов. Пошел работать водителем. Два года возил президента калужского банка, получал хорошую зарплату. Когда понял, что финансово независим, сказал твердо: «Простите, родители, я хочу попробовать стать актером». И уехал в Москву. Никуда не пробовался, только во ВГИК. Поступил с первого раза на бюджет, и на третьем курсе – так уж посчастливилось – стал сниматься в кино.
Сейчас сниматься интересно. Тем более что 1992 год помню хорошо. Мы в 1991 году с семьей как раз возвратились из Чехословакии. Поэтому при работе над ролью в этой картине стараюсь воплотить и личное восприятие. Если в тексте встречаются современные слова, стараюсь их поправить на манер 90-х.
– Что связывает вас с Беларусью?
– Вы хотите спросить, нет ли у меня белорусских корней? Нет. Все белорусские связи – это моя работа. У меня здесь очень много друзей, белорусских актеров, с которыми поддерживаю отношения постоянно, даже из Москвы звоню. Во время съемок объездил многие места в Беларуси. Ребята мне советуют съездить еще на Браславские озера. Наверное, выеду с семьей. У меня сын растет, ему сейчас год и девять месяцев.
Беларусь впечатляет меня: порядок, чистота, уют, как в хорошем доме, и чувствую себя как дома. В Жодишки приехали – порадовался: ухоженные домики, травка стрижена, сено в стогах, дровишки аккуратно сложены. Напоминает о детстве.
Отец мой из деревни, и я тоже считаю себя деревенским. На Сморгонщине я впервые, но чувствую себя здесь комфортно.
– С белорусскими пограничниками уже приходилось общаться?
– В Минске у нас были съемки в Погранкомитете. Пограничники давали советы. Маленькие нюансы всегда в фильме важны. Недавно мы снимали фильм про военных моряков «Мины в фарватере». Мои севастопольские друзья – в этом городе тоже часто бываю на съемках – иногда пишут, что что-то я сделал неправильно. Но ведь картина людям нравится, главное, чтоб полюбили персонаж.
Здесь вечеринка? – появляется на пороге гостиничного номера литовский актер Томас Жайбус. – Можно поучаствовать?
В «Государственной границе» Томас играет капитана литовской пограничной службы Гришкявичюса.
Эпизодическая роль актера из Литвы не смущает и ничуть не огорчает:
– Для меня предложение сниматься в белорусском фильме было неожиданным. Но любое такое предложение – это праздник, а для литовских актеров – праздник вдвойне, потому что у нас снимается мало фильмов. В основном я театральный актер. Летом в театре немного спектаклей, поэтому смог найти в своем графике время для съемок. Приехал поездом в Сморгонь. И хотя живу недалеко, в Беларуси бываю нечасто. Раз в год на фестивалях театрального искусства «Панорама». У вас особый театральный зритель – воспринимает постановки тепло, с душой. В белорусском фильме снимаюсь впервые, до этого снимался на территории Беларуси в российском фильме.
– В образ пограничника уже вжились?
– Сложно: каждый день надеваю форму, но еще в съемках не участвовал. Сегодня должны были начать, но из-за дождя отложили. Я видел фотографии, как выглядели наши пограничники в 1992 году. Думаю, что роль мне удастся. Выхода фильма на экраны ждать осталось недолго. Создатели обещают показать его уже в этом году.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала директора съемочной группы Татьяну Михайловну Петрову.
Наталия ВОЛЫНЕЦ