
Первым пунктом визита стала пограничная застава "Брест". Здесь для гостей провели экскурсию по летательным аппаратам, которые проходят либо уже прошли этап опытной эксплуатации и в перспективе могут быть использованы для охраны белорусской границы.
Особое внимание гости уделили белорусским разработкам. В частности, беспилотному авиационному комплексу "Бусел М", разработанному научно-производственным центром физико-технического института НАН Беларуси. Стоимость комплекса 2,8 миллиарда рублей.

Один из главных конкурентов белорусских производителей - российская корпорация "Иркут", чьими "машинами", в частности, оснащен белорусский 927-й центр подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов. Примечательно, что уже сейчас белорусские беспилотники поставляются в Россию. По словам начальника научно-производственного центра "БАК и технологии" Физико-технического института Национальной академии наук Беларуси Юрия Яцыны, отечественные комплексы имеют ряд преимуществ перед российскими аналогами.
"У наших аппаратов очень устойчивые каналы связи, не бывает провалов. У нас лучше оптика, более длительное время [летательные аппараты] находятся в воздухе", - рассказал Юрий Францевич.
Как пояснил собеседник, 74% отечественного комплекса - белорусского производства.

От "Буслов" гостей провели к разработкам ОАО "Агат - системы управления". Беспилотный летательный аппарат предприятия успешно выдержал опытную эксплуатацию и на данный момент применяется для охраны госграницы.

"Этот беспилотный летательный аппарат может летать по заданной программе. Если нам нужно, им может управлять оператор. Еще один момент, который важен для пограничников: в программу заложена линия государственной границы, координаты. И он (беспилотник. ) ни при каких условиях эту линию не пересечет", - пояснил председатель Государственного пограничного комитета РБ генерал-полковник Леонид Мальцев.
Рядом на стенде красовался гексакоптер. Аппарат рассчитан на использование пограничным нарядом. Его преимущества перед двукрылыми собратьями – стоимость и мобильность. Аппарат легко складывается и может быть без труда перенесен из одной точки в другую.
"Такое средство необходимо для исследования труднодоступных мест", - добавил Леонид Мальцев.

Также дипломатам представили разработки частной компании, которая специализируется на производстве беспилотных авиационных комплексов вертолетного типа. В состав входит беспилотник-вертолет с оптико-электронной системой и наземная станция управления.

В конце экскурсии пограничники представили сверхлегкий летательный аппарат типа автожир. В настоящий момент проводится его опытная эксплуатация на участках госграницы. Двухместный автожир оборудован большими колесами, которые позволяют производить взлет и посадку на неподготовленных участках. Кроме того, предусмотрена установка лыж, что позволяет аппарату успешно эксплуатироваться и в зимнее время. Воздушное судно дополнительно оборудовано оптико-электронной системой, которая дает изображение местности в видимом и инфракрасном диапазонах.

Интеллектуальное видеонаблюдение
После демонстрации техники гостей познакомили с возможностями интеллектуальной системы видеонаблюдения. Напомним, бюджет проекта - около $400 тыс. Средства были направлены на приобретение оборудования и видеокамер.
Благодаря установленной технике теперь дежурный по пограничной заставе имеет возможность в режиме реального времени вести круглосуточный мониторинг участка границы и осуществлять непрерывную видеозапись.

Также гостей познакомили с перспективными образцами спецтехники, которые также могут быть использованы для охраны границы.
После посещения погранзаставы делегация отправилась в международный автодорожный пункт пропуска "Козловичи", где дипломаты ознакомились с современными техническими средствами пограничного контроля, а также возможностями реализации проекта электронной очереди.
Глава Представительства Евросоюза в Беларуси Майра Мора по итогам визита высоко отметила усилия белорусской стороны по охране границы:
"Я не знала, как много оборудования, приборов, транспортных средств Беларусь сама производит для охраны границ. <…> Я думаю, что Беларусь работает очень хорошо. Она является надежной и эффективно работающей границей, которая объединяет Беларусь и Европейский союз".