Страница 1 из 1

По дорогам СССР...

Добавлено: 08 ноя 2014, 10:24
pogranec
Эта история началась в июле 1956 года, когда французы, репортер Доминик Лапьер и фотограф Жан-Пьер Педраззини, совершили по тем временам невозможное — сделали репортаж об СССР. В мае 2008-го команда франко-немецкого телеканала ARTE — спецкор Владимир Вазак и звукооператор Себастьян Гиссе — отправились по старому маршруту своих коллег
Изображение

Брест
ИзображениеИзображениеИзображение

22 июля 1956 года французская Simca Mаrly, обклеенная постерами, подъехала к пограничной заставе на Варшавском мосту в Брест-Литовске. Два газика с солдатами и офицерами уже поджидали гостей. Доминик вспоминает, как он, Жан-Пьер и их супруги Альетт и Анни разглядывали советских солдат, которые, обступив машину, изучали капот, колеса, амортизаторы. Подъехала «победа», из которой вышел молодой человек: «Добро пожаловать в Советский Союз! Меня зовут Станислав Петухов, можете называть меня Славой! Я — репортер «Комсомольской правды», буду сопровождать вас во время путешествия!»

52 года спустя начальник автодорожного пункта пропуска «Брест» подполковник Олег Малец встречает журналистов Владимира Вазака и Себастьяна Гиссе, вооружившись цифрами. В 1953 году здесь пересекли границу только 17 машин. В 2007-м — 5,5 миллиона человек.

Мы стоим на Варшавском мосту над рекой Западный Буг, половина моста белорусская, а половина уже европейская. «Вас не смущает, что соседняя Польша стала членом ЕС, а Белоруссию по-прежнему считают недемократическим государством?» — спрашивает Владимир Вазак у белорусских пограничников. «Пограничная служба должна быть вне политики», — грамотно отвечает на провокационный вопрос полковник Малец. Сейчас на погранзаставе «Брест» относительно тихо. С момента ввода шенгенских виз в Польше в 2007 году поток машин в обе стороны уменьшился на… 70 процентов.

«Запишите нас в свою делегацию, мы с удовольствием поедем с вами!» — шутят на прощанье немного расслабившиеся пограничники. Фото на память. Впереди 350 км до Минска.

В 1956-м вдоль дороги громадные плакаты призывали крестьян идти навстречу коммунизму и приветствовать мир образцовым трудом. «Казалось, что от деревни к деревни огромный кулак каменного Ленина или Сталина, или даже обоих сразу, защищал нашу Marly от превратностей советских дорог», — вспоминает Лапьер.

В 2008-м Владимира и Себастьяна дорога на Минск приятно обрадовала. Основную трассу европейского направления белорусы поддерживают в идеальном состоянии: малейшая шероховатость, не успев возникнуть, ремонтируется прямо на глазах. Чтобы не пугать иностранцев, бесчисленные посты ГАИ вдоль дорог переоборудовали в кафе. Вдоль домов — одинаково красивые аккуратные заборы. Наш гид Илья Кузнецов говорит, что такие заборы стоят теперь вдоль дорог по всей Белоруссии. Сам президент распорядился, чтобы было красиво.