Как перекрываются контрабандные каналы...
Добавлено: 24 ноя 2013, 14:10
Как перекрываются контрабандные каналы.
02.03.2011
Почти 90-километровый участок государственной границы с Украиной, на котором вахту несет отдел пограничной службы “Малорита” Брестской погрангруппы, сегодня, пожалуй, один из самых беспокойных. Сводки с южного форпоста о задержании нелегально перемещаемых грузов обновляются чуть ли не каждый день.
Беспокойное начало века
Есть тут своя специфика. Как известно, государственная граница с Украиной не демаркирована — рубеж проходит по административным границам белорусских и украинских районов, очерченным еще при Советском Союзе. И на местности она обозначена не контрольно-следовой полосой да “колючкой”, а всего лишь соответствующими информационными указателями. Тем и привлекательна для жаждущих легкой наживы.
...Целую неделю отдел проводил режимные мероприятия. Ребята устали, уже хотелось домой. И тут у деревни Отчин глухой ночью “секрет” обнаружил четыре легковых автомобиля, направлявшихся в Украину. Пограничники решили дать им уйти, поскольку на все сто были уверены: вернутся с грузом. И не ошиблись. В предрассветных сумерках показались знакомые силуэты. Первая легковушка через границу проскочила пустой. “Разведчик” покрутился на дороге и дал отмашку остальным. Остальные с нелегальным грузом “на борту” следовали прямехонько в руки доблестных пограничников. Задержать их оставалось делом техники. На дороге раскинута лента с шипами — шины первого автомобиля-нарушителя в клочья. Второй прижат к обочине. Третий попытался уйти по распаханному полю, да не тут-то было. Команда нелегально везла из соседней страны около трех тонн спирта в канистрах. Это задержание стало первым для старшего пограничного наряда Сергея Андрейчука. Шел 2000 год.
— Начало двухтысячных было отмечено и повышенной активностью нелегальных мигрантов, — рассказывает теперь уже заместитель командира отдела пограничной службы “Малорита” майор Андрейчук, — лица преимущественно афро-азиатских стран усиленно штурмовали границы Европейского союза. Китай, Иран, Сингапур покидало местное население в поисках лучшей жизни. В те времена незаконно пересекать украинско-европейскую границу было гораздо проще, чем белорусско-польскую, оснащенную сигнализационной системой защиты, от которой отказались украинцы.
Прочувствовав момент, нелегалы разными путями добирались в Минск, потом в Брест, дальше на юг, к участку, вверенному малоритским пограничникам. Правда, желанная Европа для них так и заканчивалась на белорусской стороне. За год здесь задерживали десятки нелегалов. Позже Евросоюз обратил внимание на зыбкость украинско-европейских рубежей и потребовал поднять их защиту на должный уровень. После долгого перерыва только в 2009 году границу под Малоритой рискнули пересечь четверо афро-азиатских мигрантов. Попытка не удалась. Задержали и двух перевозчиков, которые были привлечены к уголовной ответственности.
Индикатор конъюнктуры рынка
Не будет преувеличением сказать, что граница сегодня — это своего рода индикатор конъюнктуры потребительского рынка. Растет ли спрос, колеблются ли цены на тот или иной товар — растет контрабанда. Сегодня ввозимый из Украины нелегальный груз чаще всего представлен дешевым китайским ширпотребом — куртки, джинсы, белье, носки. Везут также традиционно сигареты, алкоголь. Одно время была “мода” на дорогую бытовую технику — приобретали ее в Польше, переправляли в Украину, затем к нам. Неплохой получался навар.
В последнее время из Украины в обход пограничных постов пытаются провезти мясо — вырезку, туши: сказывается мировой продовольственный кризис. В автомобильных багажниках и прицепах, на гужевых повозках задерживаются партии в несколько тонн, которые транзитом направлялись на Москву, Санкт-Петербург.
— Подобная контрабандная деятельность — бизнес интернациональный, — рассказывает Сергей Андрейчук. — Для того чтобы наладить работу контрабандного канала, две стороны злоумышленников — украинская и бело-русская — вместе детально обсуждают организационные моменты, четко распределяют между собой круг обязанностей и слаженно, рука об руку начинают действовать.
И в засаде, и на складе
Чтобы задержать нарушителей государственной границы, порой приходится многие часы проводить, затаившись в секрете, не обращая внимание на атакующих комаров, холодный дождь или колючие морозы, порой приходится не только открывать стрельбу по колесам пытающегося скрыться авто, но и рисковать жизнью, преследуя злоумышленника.
...Подозрительный джип преследовали от самой границы. У населенного пункта старший наряда прапорщик Сергей Мельник принимает решение прижать нарушителя к обочине. На полном ходу контрабандист въезжает в пограничный уазик, и тот переворачивается. К счастью, ребята отделались ушибами. В джипе перевозились рулоны ткани на миллионы рублей.
Обычным делом в приграничных деревеньках и на хуторах, а то и просто среди леса стали склады, в которых, как на перевалочной базе, своего часа дожидается самый разный товар — одежда, обувь, ткани, алкоголь, церковная литература, мед. Даже если у такого сарайчика обнаруживается хозяин — как правило, от всякого отношения к обнаруженным вещам он открещивается. Тонны “ничейного” контрабандного имущества отправляются на склад Брестской таможни и обращаются в доход государства.
Так называемая зеленая граница, то есть лес — поле деятельности мобильной заставы. Здесь, в обход пунктов пропуска, чаще всего и пытаются проскочить контрабандисты.
Видеть насквозь
В трех пунктах пропуска — самом оживленном “Мокраны”, через который в летние дни следует до 400 машин, межгосударственном “Олтуш” и железнодорожном “Хотислав” — несут службу контролеры. В каждом пункте пропуска есть и специальная литература, и технологические схемы транспортных средств, и приборы, с помощью которых можно досмотреть скрытые ниши. В каждой смене работает кинолог с собакой. Опытный контролер при первом взгляде на транспортное средство определяет, куда необходимо заглянуть, в каких укромных местах может быть спрятан нелегальный груз.
Таким образом в рейсовом автобусе в 2008 году была обнаружена партия оружия. Предприниматель из Санкт-Петербурга вез нелегально пистолеты, гранатометы, которые закупил в Украине. Россиянин нашел общий язык с водителем автобуса, оружие спрятали в полостях корпуса. Как позже выяснили специалисты, изъятые предметы были муляжами, один к одному похожими на настоящие. И вез их предприниматель якобы для съемок фильма...
Хотя дежурство в пунктах пропуска несут, как правило, люди опытные, процесс обучения сотрудников идет постоянно в школе прапорщиков на занятиях по профессионально-должностной подготовке. Непрерывная подготовка, совершенствование навыков очень важны, ведь с не меньшим старанием новые технологии осваивают и контрабандисты.
К примеру, года четыре назад нарушений, связанных с перегрузкой товара на границе, еще не встречалось. Сейчас в этой схеме все продумывается и отрабатывается до мелочей: с каждой стороны, в тех местах, где предполагается перегружать товар, выставляются “разведчики”, которые по мобильным телефонам докладывают обстановку на нелегальной тропе.
А в прошлом году в качестве транзитного транспорта злоумышленники ухитрились использовать даже машину Малоритского ЖКХ, которая вывозила мусорные баки с прилегающей к пункту пропуска территории. В этих баках и переправлялись сумки с вещами — дорогими кожаными и меховыми изделиями. От бдительного ока стражей границы контрабандистам уйти не удалось.
К слову
По итогам 2009 года работа отдела пограничной службы “Малорита” была высоко оценена командованием Государственного погранкомитета — личный состав признан лучшим подразделением в органах пограничной службы. Здесь задержали товарно-материальных ценностей почти
на миллион долларов. По итогам оперативно-служебной деятельности за 2010 год ОПС “Малорита” задержано
28 нарушителей государственной границы, выявлено
109 случаев административно-таможенного правонарушения, изъято товаров на сумму 2,2 млрд рублей.
02.03.2011
Почти 90-километровый участок государственной границы с Украиной, на котором вахту несет отдел пограничной службы “Малорита” Брестской погрангруппы, сегодня, пожалуй, один из самых беспокойных. Сводки с южного форпоста о задержании нелегально перемещаемых грузов обновляются чуть ли не каждый день.
Беспокойное начало века
Есть тут своя специфика. Как известно, государственная граница с Украиной не демаркирована — рубеж проходит по административным границам белорусских и украинских районов, очерченным еще при Советском Союзе. И на местности она обозначена не контрольно-следовой полосой да “колючкой”, а всего лишь соответствующими информационными указателями. Тем и привлекательна для жаждущих легкой наживы.
...Целую неделю отдел проводил режимные мероприятия. Ребята устали, уже хотелось домой. И тут у деревни Отчин глухой ночью “секрет” обнаружил четыре легковых автомобиля, направлявшихся в Украину. Пограничники решили дать им уйти, поскольку на все сто были уверены: вернутся с грузом. И не ошиблись. В предрассветных сумерках показались знакомые силуэты. Первая легковушка через границу проскочила пустой. “Разведчик” покрутился на дороге и дал отмашку остальным. Остальные с нелегальным грузом “на борту” следовали прямехонько в руки доблестных пограничников. Задержать их оставалось делом техники. На дороге раскинута лента с шипами — шины первого автомобиля-нарушителя в клочья. Второй прижат к обочине. Третий попытался уйти по распаханному полю, да не тут-то было. Команда нелегально везла из соседней страны около трех тонн спирта в канистрах. Это задержание стало первым для старшего пограничного наряда Сергея Андрейчука. Шел 2000 год.
— Начало двухтысячных было отмечено и повышенной активностью нелегальных мигрантов, — рассказывает теперь уже заместитель командира отдела пограничной службы “Малорита” майор Андрейчук, — лица преимущественно афро-азиатских стран усиленно штурмовали границы Европейского союза. Китай, Иран, Сингапур покидало местное население в поисках лучшей жизни. В те времена незаконно пересекать украинско-европейскую границу было гораздо проще, чем белорусско-польскую, оснащенную сигнализационной системой защиты, от которой отказались украинцы.
Прочувствовав момент, нелегалы разными путями добирались в Минск, потом в Брест, дальше на юг, к участку, вверенному малоритским пограничникам. Правда, желанная Европа для них так и заканчивалась на белорусской стороне. За год здесь задерживали десятки нелегалов. Позже Евросоюз обратил внимание на зыбкость украинско-европейских рубежей и потребовал поднять их защиту на должный уровень. После долгого перерыва только в 2009 году границу под Малоритой рискнули пересечь четверо афро-азиатских мигрантов. Попытка не удалась. Задержали и двух перевозчиков, которые были привлечены к уголовной ответственности.
Индикатор конъюнктуры рынка
Не будет преувеличением сказать, что граница сегодня — это своего рода индикатор конъюнктуры потребительского рынка. Растет ли спрос, колеблются ли цены на тот или иной товар — растет контрабанда. Сегодня ввозимый из Украины нелегальный груз чаще всего представлен дешевым китайским ширпотребом — куртки, джинсы, белье, носки. Везут также традиционно сигареты, алкоголь. Одно время была “мода” на дорогую бытовую технику — приобретали ее в Польше, переправляли в Украину, затем к нам. Неплохой получался навар.
В последнее время из Украины в обход пограничных постов пытаются провезти мясо — вырезку, туши: сказывается мировой продовольственный кризис. В автомобильных багажниках и прицепах, на гужевых повозках задерживаются партии в несколько тонн, которые транзитом направлялись на Москву, Санкт-Петербург.
— Подобная контрабандная деятельность — бизнес интернациональный, — рассказывает Сергей Андрейчук. — Для того чтобы наладить работу контрабандного канала, две стороны злоумышленников — украинская и бело-русская — вместе детально обсуждают организационные моменты, четко распределяют между собой круг обязанностей и слаженно, рука об руку начинают действовать.
И в засаде, и на складе
Чтобы задержать нарушителей государственной границы, порой приходится многие часы проводить, затаившись в секрете, не обращая внимание на атакующих комаров, холодный дождь или колючие морозы, порой приходится не только открывать стрельбу по колесам пытающегося скрыться авто, но и рисковать жизнью, преследуя злоумышленника.
...Подозрительный джип преследовали от самой границы. У населенного пункта старший наряда прапорщик Сергей Мельник принимает решение прижать нарушителя к обочине. На полном ходу контрабандист въезжает в пограничный уазик, и тот переворачивается. К счастью, ребята отделались ушибами. В джипе перевозились рулоны ткани на миллионы рублей.
Обычным делом в приграничных деревеньках и на хуторах, а то и просто среди леса стали склады, в которых, как на перевалочной базе, своего часа дожидается самый разный товар — одежда, обувь, ткани, алкоголь, церковная литература, мед. Даже если у такого сарайчика обнаруживается хозяин — как правило, от всякого отношения к обнаруженным вещам он открещивается. Тонны “ничейного” контрабандного имущества отправляются на склад Брестской таможни и обращаются в доход государства.
Так называемая зеленая граница, то есть лес — поле деятельности мобильной заставы. Здесь, в обход пунктов пропуска, чаще всего и пытаются проскочить контрабандисты.
Видеть насквозь
В трех пунктах пропуска — самом оживленном “Мокраны”, через который в летние дни следует до 400 машин, межгосударственном “Олтуш” и железнодорожном “Хотислав” — несут службу контролеры. В каждом пункте пропуска есть и специальная литература, и технологические схемы транспортных средств, и приборы, с помощью которых можно досмотреть скрытые ниши. В каждой смене работает кинолог с собакой. Опытный контролер при первом взгляде на транспортное средство определяет, куда необходимо заглянуть, в каких укромных местах может быть спрятан нелегальный груз.
Таким образом в рейсовом автобусе в 2008 году была обнаружена партия оружия. Предприниматель из Санкт-Петербурга вез нелегально пистолеты, гранатометы, которые закупил в Украине. Россиянин нашел общий язык с водителем автобуса, оружие спрятали в полостях корпуса. Как позже выяснили специалисты, изъятые предметы были муляжами, один к одному похожими на настоящие. И вез их предприниматель якобы для съемок фильма...
Хотя дежурство в пунктах пропуска несут, как правило, люди опытные, процесс обучения сотрудников идет постоянно в школе прапорщиков на занятиях по профессионально-должностной подготовке. Непрерывная подготовка, совершенствование навыков очень важны, ведь с не меньшим старанием новые технологии осваивают и контрабандисты.
К примеру, года четыре назад нарушений, связанных с перегрузкой товара на границе, еще не встречалось. Сейчас в этой схеме все продумывается и отрабатывается до мелочей: с каждой стороны, в тех местах, где предполагается перегружать товар, выставляются “разведчики”, которые по мобильным телефонам докладывают обстановку на нелегальной тропе.
А в прошлом году в качестве транзитного транспорта злоумышленники ухитрились использовать даже машину Малоритского ЖКХ, которая вывозила мусорные баки с прилегающей к пункту пропуска территории. В этих баках и переправлялись сумки с вещами — дорогими кожаными и меховыми изделиями. От бдительного ока стражей границы контрабандистам уйти не удалось.
К слову
По итогам 2009 года работа отдела пограничной службы “Малорита” была высоко оценена командованием Государственного погранкомитета — личный состав признан лучшим подразделением в органах пограничной службы. Здесь задержали товарно-материальных ценностей почти
на миллион долларов. По итогам оперативно-служебной деятельности за 2010 год ОПС “Малорита” задержано
28 нарушителей государственной границы, выявлено
109 случаев административно-таможенного правонарушения, изъято товаров на сумму 2,2 млрд рублей.