серия рассказов "Погранзастава"-история 2-ая

рассказы из жизни погранцов и чекистов...
Ответить
Аватара пользователя
pogranec
Администратор
Сообщения: 3389
Зарегистрирован: 04 ноя 2013, 10:38
место службы: Республика Беларусь
Дата призыва и окончания службы: 28 мая по н/с
Контактная информация:

серия рассказов "Погранзастава"-история 2-ая

Сообщение pogranec »

Это уникальное явление природы. Абсолютно самодостаточный и автономный мир, где чувство локтя является определяющим фактором бытия. Эдакий замкнутый микрокосм, спокойно стоящий вдали от течения жизни всех остальных людей, но зорко наблюдающий за тем, чтобы в это самое течение никто из сопределов не нагадил. Естественно, что среди обитателей заставы бывают и конфликты, и всякие другие непонятки - все мы живые люди со своими взглядами и эмоциями, но в том-то и уникальность заставы, что весь излишний бардак народ сам ликвидирует, своими силами, не вынося сора из избы. Теоретически, заставской организм может заиметь серьезное несварение и рыгнуть рапортом начальника, но я что-то такого феномена не припомню.
И молодых пограничных лейтенантов, по отношению к укладу жизни на заставах, я бы разделил на три категории.
Первая - это те, кто поступил в училище после срочной. Тут все просто - после минимальной подгонки они вливаются в стройные пограничные ряды как родные.
Вторая - те кто поступал после школы. Они на пару лет старше тех, кем собираются командовать, и процесс доводки у них подольше и посложнее. Но и они, в итоге, находят свою нишу к замкнутой экосистеме заставы. Граница умеет шлифовать заусенцы в мозгах - там дешевых понтов не накидаешь, все как на ладони.
А вот если служба начинается не на заставе, а там где к начальству поближе, то тут, как говориться, возможны варианты. И без казусов редко обходится...
Продолжая тему проверок...
Самоволка и застава.
Вроде не совместимые понятия. Но это как посмотреть, и самое главное, чьим вдумчивым и внимательным глазом. Это как у Зощенко - если встать на точку зрения и с нее посмотреть...
Если с точки зрения обитателей заставы - так придурь полная. На заставе, как на подводной лодке - куда ты на хрен денешься? А если с точки зрения молодого, энергичного лейтенанта, то - почему бы и нет? Каких-то полтора часа ходу, и ты в ближайшем злачно-алкогольном Очаге Культуры городского типа. А если учесть, что этот самый лейтенант был очень оперативным и очень уполномоченным... Надо же где-то служебное рвение проявлять?
Ну. заставской народ, в общем-то, лояльно воспринял появление ревизора. Охота тебе тут пошариться - врагов народа поискать, ну давай шурши - у каждой Марфушки свои игрушки. Тем более что каждый лейтенант, как отдельно взятая ячейка вооруженных сил, всегда очень хочет стать старлеем. Оно и понятно, ведь поступательное движение прогресса как раз и называется эволюцией, в рамках которой у каждого сперматозоида есть шанс стать Министром Обороны.
Вот только очень уж бурную деятельность развил летеха. Ни тебе ночью блинков поджарить, ни спокойно телек посмотреть. Не понятно когда и спал уполномоченный. Ладно еще, если и в самом деле кто в самоволку мотался - от своих-то заставских такое не скроешь, тогда еще можно понять такое рвение. А если проблема высосана из пальца, то эта кипучая деятельность потихоньку начинает... как бы это покультурней... немного утомлять.
До паранойи стало доходить. Пойдешь, бывало, газетку почитать, в специально отведенное, дощатое помещение с длинной такой лавкой, в которой проделаны большие круглые дыры. Прочтешь статейку - не понравилось, и только-только решишь выказать свою критику, помяв газетку и поставив, ну не совсем рукой, свою резолюцию. А после и вовсе уж соберешься ее выкинуть в дырку, как рука сама замирает - а вдруг там проверка? А ты её изгаженной газеткой! Да еще сидя! Где субординация?
Тоскливо стало на заставе. А что делает вся застава в момент появления особой опасности? Правильно, объединяется и включает коллективный разум, IQ которого измеряется уже четырехзначными цифрами. Хочет наш герой самоволку - ладно, сделаем. Для хорошего человека, как говориться, и говна не жалко...
Как-то поздно вечером накрылась проводная связь с постом наблюдения. Там давно розетка барахлила, а у комтеха с его бандой все руки не доходили этот вопрос решить. Летом в Заполярье, по ночам, светло как днем. Вот и два комтеховских бойца только что свое отоспали, да спокойно поужинали - чего им дурака валять? Вперед, и с песней! Ответственный прочел уместную молитву ("Вам приказ выступить на охрану Государственной Границы..." - и далее по тексту священного талмуда СТПВ) да и отправился обратно в контору отрабатывать взаимодействие щеки с пачкой документов. Дежурный тоже глаза мозолить не стал, а почирикав заклинания в журнале, незаметно растворился в кухне.
Что же делают эти два троглодита? Вместо того чтобы солидно сойти с крыльца, как и подобает пограннаряду, да исполнившись чувства собственного достоинства, прошевствовать к ПНу, они замыслили потешить летеху.
Старший наряда тихонько приоткрывает входную дверь и воровато выглядывает на улицу. Никого. Тогда он, пригибаясь, делает рывок и прячется за ящиком с песком. Никого. Машет младшему - мол, все чисто, дуй ко мне! После чего эта парочка, прячась за всяческими постройками, чуть ли не ползком, пробирается к дороге, где и исчезает за поворотом.
Этот демарш, естественно, засекает летеха: - Вот оно!!! Поймал!!! - зарево праведного гнева озарило окрестные сопки - Ну не поймал еще, но куда вы, субчики, на хрен денетесь? Догоню и всех выведу на чистую воду!!! Вот только отойдите подальше, чтоб нарушение было налицо...
Эти два, пока еще не расстрелянных злодея, отлично представляли логику бдительного лейтенанта. Поэтому и отошли подальше... Только не по дороге к поселку, а по тропинке, как кратчайшему пути к ПНу,
А летеха, тем временем, не желая ни с кем делиться будущими лаврами, пустился в погоню... По дороге, минуя тропинку. У него и в мыслях не было, что эта сладкая парочка пошла делом заниматься.
Погоня длилась часа два, после чего запыхавшийся, но все еще энергичный, уполномоченный вваливается в дежурку, отряхивает от пыли свой охотничий азарт и в очень бодром темпе требует вызвать начальника.
Начальник-капитан, как и всякий разбуженный ночью не-пойми-зачем и не-пойми-кем, пришел в самом добром расположении духа и молча уставился на уполномоченного. С одного фланга от него расположился еще дремлющий ответственный-старшина, а с другого - что-то дожевывающий дежурный. Начался разговор "немого с глухим":
- Ваши подчиненные в самоволке!!!
- ? - смотрит начальник на ответственного
- ?? - смотрит ответственный на дежурного
- ??? - пожимает плечами дежурный
- ???? - смотрит начальник на лейтенанта
- Это те двое с технического отделения, что утром в тревожке были. Где, вот они сейчас?
- ?! - смотрит начальник на ответственного
- ?!?! смотрит ответственный на дежурного
- !!! - ты же сам им приказ ставил, на ПН сходить - связь поправить! - смотрит дежурный на старшину.
- !!!! - точно было, в наряде они - начинает просыпаться старшина, глядя на начальника
- !!!!!! - вот и запись в журнале есть - подвякнул, прожевавший наконец, дежурный
- ?!?!?! - смотрит начальник на лейтенанта - типа чего разбудил, сынок, заняться больше нечем? Долго ты мне еще заставу тормошить будешь, зеленка непонятная?
- Тарщ-кап-тан! Без-пршствий! Прз-ков-нар-шния-гос-гр-цы-не-об-на-рж-но! Вор-жние-cнар-жние-пол-стью! - появились на сцене искомые самоходчики с самыми невинными рожами на довольных лицах.
Просравший Ватерлоо Наполеон, помноженный на всех шведов под Полтавой, выглядел все же вдвое солидней, чем наш охотник за неуставом. А что поделать? Действие равно противодействию, а излишки энтузиазма никак не компенсируют недостаток опыта.
Следующий день очень удивил уполномоченного. Всю заставу как подменили - такие у всех были просветленно-одухотворенные физиономии. И каждый норовил пошире улыбнуться лейтенанту, правда, при этом скромно потупив глазки.
А на второй день, вслед проверяющему, стали ухмыляться и собаки.
А проходя мимо подхоза на третий день, наш герой услышал задумчивое коровье: - Му-y-y-y! Му-у-у... ...дак! - додумал за корову гроза всех черных кошек в темных комнатах, и сразу расхотел дальше развивать тему с самоволками,
- Ну, может не так грубо, но есть не много. - задумчиво пожевала корова вслед удаляющийся УАЗке, увозящей шесть пудов наивного, щенячьего энтузиазма на место его постоянной дислокации.
И опять спокойно стало на заставе, а граница, как всегда, была на замке...
"Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались сутками, неделями... Из 485 западных застав, ни одна не отошла без приказа... Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что война продлится еще 1414 дней. Павшие в июне сорок первого пограничники не могли услышать залпов Победы. Родина салютовала тем, кто шел к великой победе... и тем кто сделал к ней первой шаг..."
Ответить

Вернуться в «от ЧК до КГБ»