Страница 1 из 1

«ОСАМ. Граница специального назначения»...

Добавлено: 11 фев 2014, 11:42
pogranec

Re: «ОСАМ. Граница специального назначения»...

Добавлено: 28 мар 2014, 17:06
magfil
Изображение
Отдельная служба активных мероприятий (ОСАМ) – одно из самых засекреченных спецподразделений на территории бывшего Советского Союза. Демонстрируя потрясающую эффективность и заслужив международную славу, бойцы ОСАМа умудряются оставаться в тени и сохранять тайны своего комплектования, подготовки, специфики работы. Все, что о них известно, приходится собирать буквально по крупицам.
Изображение
Подразделение является спецназом Государственного пограничного комитета Республики Беларусь. На него возложены следующие задачи:

- противодействие враждебным проявлениям на белорусской границе со стороны иностранных спецслужб;
- охрана в чрезвычайных ситуациях объектов силовых структур;
- разведывательно-поисковые мероприятия;
- личная охрана руководителей пограничного комитета РБ;
- участие в конкретных операциях ГПК РБ по материалам оперативных разработок;
- розыск и задержание лиц (в том числе вооруженных и объединившихся в группы), пытающихся незаконно пересечь белорусскую границу;
- защита оперативных сотрудников ГПК РБ во время проведения служебных мероприятий;
- защита сотрудников ГПК РБ и их близких в случаях, предусмотренных законом;
- работа по вопросам собственной безопасности.

Если же говорить проще, то основной удел ОСАМ – реализация самых сложных мероприятий, связанных с разного рода правонарушениями на границе.

Белорусская граница – место очень и очень неспокойное. Через нее тысячи нелегалов, опьяненные рассказами о красивой европейской жизни пытаются проникнуть в Польшу, в Шенгенскую зону, чтобы стать чернорабочими где-нибудь под Берлином и Антверпеном или влиться в состав национальных преступных группировок. Через нее недобросовестные дельцы, используя разницу в ценах на некоторых товары, пытаются перевозить машины с контрабандой. Один такой караван способен сделать владельца едва ли не миллионером и нанести огромный ущерб одновременно европейской и белорусской экономике. Через нее с востока на запад торговцы смертью везут героин и марихуану, а с запада на восток – синтетические, химические наркотики. Через нее для безнаказанной реализации пытаются вывезти в СНГ накраденные ценности представители европейского криминала.

Эксперты считают, что именно жесткий пограничный режим – один из залогов относительно умеренного давления на Беларусь со стороны европейских политиков. При всей внешней преданности идеалам демократии, многие из них прагматично понимают, что жесткий законник «бацько» для них куда более надежный партнер, чем «никакие» либералы, при которых границы превратятся в решето, через которое на европейские просторы хлынут волны нелегальных мигрантов, несущие за собой рост преступности, «белой» безработицы, проституции, наркомании и СПИД. Поэтому ОСАМ – мощное политическое оружие белорусской элиты. Бойцы в черной и камуфляжной униформе и масках известны в Европе своим профессионализмом. И более чем устраивают европейскую элиту, как гарант безопасности. В начале 2012 года в ответ на очередные «ругательные» заявления европейских лидеров, белорусский президент ответил, что самым большим наказанием для запада будет, если он прикажет ОСАМу перестать тормозить на границе нелегальных мигрантов. Может это совпадение, но риторика соседей после этого заявления стала более аккуратной.
Изображение
Беларусь – традиционалистское государство. Здесь ценится мужество. В Англии элита куется в Кембридже. В США – в академии Вест-Поинт. А в РБ – в ОСАМе. Из Отдельной службы активных мероприятий и смежных подразделений вышел целый ряд видных государственных деятелей. Именно в это спецподразделение Александр Лукашенко отправил служить своего старшего сына Виктора, ставшего в последствии его помощником и членом Совета безопасности. Первый командир ОСАМа Геннадий Невыглас возглавил в последствии Администрацию президента. Не менее успешными оказались и другие бывшие сотрудники и руководители отряда. Игорь Рачковский возглавил государственный пограничный комитет. Вадим Зайцев стал председателем Комитета государственной безопасности республики. Валерий Вакульчик вырос до начальника оперативно-аналитического центра при Александре Лукашенко. Виктор Зуравев возглавил «Алмаз» - спецподразделение белорусского министерства внутренних дел по борьбе с терроризмом.

При впечатляющих результатах в боевой и физической подготовке, судя по поразительным административным успехам, ОСАМ – отнюдь не подразделение «дуболомов». В прессе отряд называют и «разведкой» и «контрразведкой» белорусских пограничников. Несмотря на то, что это – явное преувеличение, доля истины, судя, по функционалу, в этом есть. В работе этого спецподразделения просматривается основательная интеллектуальная составляющая. Есть что-то общее с войсковой разведкой ГРУ и ранними «Альфой», «Вымпелом». Хотя практически любому сотруднику силовых структур понятно, что в спецподразделениях, показывающих такие поразительные результаты в боевой, физической, тактической подготовке, требующие долгих и кропотливых занятий на полноценную оперативную работу время вряд ли остается. Но умственные задачи, которые приходится решать офицерам подразделения – не легче внедрений и агенурно-оперативных разработок. В одном из интервью офицеры подразделения рассказывали, что ожидали в засаде машину контрабандистов. Машин оказалось пять, две из которых работали чисто по прикрытию. А времени на разработку нового плане захвата – несколько секунд. Ничего, справились…
Изображение
Учитывая высочайшие требования с одной стороны и просто заоблачные перспективы – с другой, только отбор в подразделение может длиться один-два года. Подбирают молодых офицеров из погранвойск, КГБ, министерства обороны, других силовых ведомств. Требования – здоровье, физическая подготовка, интеллектуальное развитие, психологическая устойчивость, кристально чистая биография, как самих бойцов, так и их родственников. Офицер ОСАМ должен быть настоящим «дзержинцем» - с горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками. Под пули приходится ходить буквально каждый день. При этом умение правильно мыслить спасает офицеру жизнь, а государству – миллионы в бюджет и репутацию. Каждодневное пресечение «дорогих» контрабандных схем может рождать определенные соблазны, сотрудник должен быть к ним устойчив.

Подготовка бойцов отдельной службы активных мероприятий – «на стыке» армейского, милицейского и «комитетовского» спецназов. В зависимости от оперативной и военно-политической обстановки они должны быть способны и отбить наступление врага на государственной границе, и уничтожить разведывательно-диверсионную группу или десант, и освободить заложников, и проводить активные разведывательные мероприятия, и задерживать преступников. Поэтому обучение включает в себя занятия по физической подготовке и рукопашному бою, тактике, стрельбе, военной топографии, водолазной и десантной подготовке, альпинизму. Кстати, любопытно, но склонность к универсализму вообще является отличительной чертой белорусских спецподразделений, в отличие от специализированных российских или украинских.

Подразделение удивительно мобильно. Случается так, что вчера оно решало боевые задачи на границе с прибалтийскими республиками, сегодня – с Польшей, а на завтра уже запланирован выход на границу южную – с Украиной.

Результаты деятельности ОСАМ впечатляют. За время своего существования спецподразделение задержало более тысячи особо опасных нарушителей, более шести тысяч – «визитеров-мигрантов». Изъяты тонны контрабандных товаров, наркотики, холодное и огнестрельное оружие…

ОСАМ. Пограничная роза ветров...

Добавлено: 28 мар 2014, 17:27
pogranec
Изображение
Армейский тир на одном из полигонов Министерства обороны. Черные как смоль силуэты мишеней на белом картоне. Пятеро штурмовиков, скрестив руки за спиной, слушают инструктора по огневой подготовке: «Товарищи офицеры, отрабатываем стрельбу из пистолета в трех положениях: стоя, сидя и лежа. Чтобы разрядить магазин — 10 секунд. Открыть огонь!» Все вокруг засыпает град гильз.

Проходит всего пять минут, а на мишенях уже нет живого места. Пробоины после очередной обоймы заклеивают зеленым скотчем. После нескольких подходов грудная клетка бумажных «нарушителей» становится зеленой, как трава…

Элементы рукопашного боя доведены до автоматизма. Нож, палка или пистолет в руке, всевозможные захваты и несколько вооруженных противников сразу – поверьте на слово, бойцы ОСАМа знают все сильнодействующие «лекарства» против чужой агрессии.

Венчает утреннюю разминку учебный захват нарушителей. На лесной дороге, которая по легенде проходит в нескольких километрах от госграницы, их ожидает засада. Мне показали, откуда будет ехать джип. Объяснили, как спланирован захват. Указали самую выгодную точку для фотосъемки… Но кадры все равно не получились: подрыв светошумовой гранаты, секундная завеса дыма и пыли – и вот уже все преступники лежат лицом в траву. Руки в наручниках за спиной. Сзади – люди в камуфляже и черных масках. Ровно через 2 минуты 30 секунд с момента начала операции тонированный микроавтобус увозит задержанных в изолятор временного содержания. А как же фото?..

Не ошибусь, если скажу: ОСАМ – самое закрытое и «незаметное» спецподразделение Беларуси. Спроси у любого встречного, что такое СОБР, «Алмаз», «Альфа» или спецназ, – каждый хоть что-нибудь да слышал. А тут даже поисковики Интернета знают только, что это Отдельная служба активных мероприятий Госкомпогранвойск. Все остальное окутано такой же непроницаемой завесой, как и та, которую мне довелось видеть при учебно-боевом задержании. И все-таки…

— ОСАМ появился в 1993 году и стал первым среди похожих подразделений в СНГ. После развала Советского Союза на географической карте образовались новые границы, которые на деле пока еще никто не охранял. Пользуясь случаем, десятки тысяч беженцев из стран Юго-Восточной Азии двинулись в Западную Европу в поисках лучшей жизни. Сбить волну нелегальной миграции – такая задача стояла перед молодым подразделением, — рассказывает «Р» Сергей Леонидович, заместитель начальника Отдельной службы активных мероприятий. — Позже к ней добавились и другие: борьба с экономическими преступлениями и наркотрафиком на государственной границе, противодействие транзитному терроризму и торговле людьми.

…Это особая каста и свой особый, консервативный взгляд на тонкости службы. В ОСАМ отбирают только лучших из военнослужащих пограничных войск, а также офицеров силовых ведомств. Проверка будущего осамовца длится год-полтора, а то и все два. За это время прежний послужной список, всех близких и дальних родственников проверят с особым пристрастием.

— Погоны ношу с 15 лет. Окончил суворовское училище в Казани, служил в Новосибирске, вернулся в Беларусь и прошел по конкурсу в спецподразделение «Альфа» КГБ на должность тренера по рукопашному бою. Восемь лет отработал здесь, затем пригласили преподавателем в Институт национальной безопасности, – говорит Сергей, офицер одного из боевых подразделений. — Об ОСАМе слышал давно, предложил свою кандидатуру – и меня взяли... через год. Если очень коротко, занимаюсь боевой подготовкой своего структурного подразделения. Сюда входит целый комплекс дисциплин: от стрельбы из всех видов оружия, военной топографии и вертолетного десантирования до водолазной подготовки, рукопашного боя и захвата вооруженных преступников.

Специфика работы предполагает молниеносное принятие решений: ведь в любой, даже очень хорошо подготовленной операции редко когда все идет по плану. Зачастую наоборот.

— Помню, этой весной мы ожидали нелегальную переправку крупной партии ткани. По всем данным, должна была идти одна машина. А на деле вышло три внедорожника и еще два автомобиля сопровождения. На разработку новой операции – несколько секунд. Дальше – команда на силовой захват, — говорит Виктор, начальник штурмового подразделения ОСАМа. – Так что о простых операциях спросите лучше у теоретиков. Думаю, они вам больше расскажут.

Секреты. Запреты. Ограничения. Все это, конечно же, есть, но о них осамовцы предпочитают не распространяться… Все они молодые мужчины, средний возраст офицеров – 33 года, но о семьях, детях и прочих бытовых вопросах на службе ни слова. Как, впрочем, и наоборот. Жизнь разделена на две равные половины, и одна о другой мало что знает. Это называется негласным служебным этикетом. Если хотите, правилом хорошего тона.

График рабочего дня ненормирован. География выездов – любой участок госграницы. Степень риска – как в любом спецподразделении: никогда не знаешь, что в последний момент предпримет противник.

— Физический захват – это лишь завершающий этап операции, маленький видимый кусочек огромной предварительной работы. Добыть, проверить и правильно реализовать полученную оперативную информацию – в этом высший пилотаж нашей работы, — объясняет специфику Игорь Сергеевич, заместитель начальника оперативного отдела. – Приграничная преступность день ото дня совершенствуется и меняет лицо. Эти люди прекрасно понимают, чем рискуют и кто им противостоит, и потому пытаются максимально себя обезопасить. Они оснащены современными радиостанциями и мобильными телефонами последнего поколения. Джипы повышенной проходимости переоборудуют чуть ли не в боевые машины пехоты: усиливают рельсами бамперы, наваривают стальное днище, заливают в шины каучуковую смесь… Все для того, чтобы проломиться через любой кордон, а при необходимости — сбить.

На каждом направлении – свои уловки и тонкие моменты. И свой специфический «груз». Из Польши, как правило, пытаются нелегально ввезти синтетические наркотики типа экстези и амфетамина, а также одежду. Через прибалтийский участок – бытовую технику и сигареты. Украинское направление печально знаменито своими ЗИЛами, под завязку забитыми контрафактной мебелью, водкой, сигаретами и обувью. В последнее время нарушители стали очень агрессивными и отчаянными: на тормоза никто жать не будет – пойдут напролом.

— За это время спланированы и проведены сотни операций. Остановиться на какой-то одной тяжело — все примечательны по-своему… Однако если говорить об оперативной составляющей, наиболее трудоемким считаю перекрытие канала синтетических наркотиков на литовско-белорусской границе в июне прошлого года. Представьте очень закрытую и маленькую группу наркокурьеров – не подступиться. К переправке в Беларусь они готовят более килограмма амфетамина и 1000 таблеток экстези. Но вопрос: когда и где? – вспоминает Игорь Сергеевич. — Внедриться к ним, получить интересующие сведения и не спугнуть – выполнить все это было практически невозможно. Но у нас получилось. Когда в пограничном пункте пропуска водителя и пассажира попросили выйти из машины и не делать глупостей, у обоих достаточно крепких мужчин от шока и неожиданности попросту подкосились ноги.

Еще одна операция, наделавшая много шума в Беларуси, — захват преступников, взявших в заложники четверых граждан Китая. В мае 2005-го нелегальных мигрантов привезли в одну из приграничных деревушек Кобринского района и заперли в сарае якобы для подготовки к переправке. На самом деле очень скоро проводники начали пытать их и вымогать с каждого еще по 2000 долларов. По одному их выводили из сарая, били, затем давали мобильники и заставляли звонить домой, родственникам. Когда необходимая сумма была перечислена, группа двинулась к границе… Здесь их и взяли бойцы ОСАМа. Потребовалось много сил и времени, чтобы доказать злой умысел двоих проводников – китайца и белоруса. Впервые в истории пограничных войск уголовное дело возбудили сразу по двум статьям: за вымогательство и захват заложников. В итоге первый получил одиннадцать лет тюрьмы, второй – десять. Нелегалов депортировали.

— Это служба для сильных мужчин, в которой есть все: риск, чувство локтя, отвага и глубокое удовлетворение от хорошо выполненной боевой задачи. Наверное, поэтому я и перешел сюда из спецназа, — признался мне Павел, новичок подразделения. – Это не штабные учения и не «Зарница». А реальная жизнь, в которой есть 25-градусный мороз, 30-градусная жара, ползающие по тебе муравьи и ноющая от многочасового сидения в засаде поясница. Но нет одного — права на слабость.

…На форменном шевроне бойцов ОСАМа — два скрещенных меча и роза ветров на фоне контура нашей страны. Что ж, они и вправду легки на подъем и скоры, как ветер: утром – польский участок границы, днем — латвийский… Если о мечах, то они надежно упрятаны в ножны. При этом отточены, как лезвия, и в любое время готовы к бою. Когда работает белорусский ОСАМ, у нарушителей есть только одна возможность избежать принудительной остановки — поднять руки и лечь лицом в траву.

по материалам газеты "Рэспублика"