
«Умный» бокс
Пункт пропуска «Домачево», открывшийся несколько лет назад, находится в 40 километрах от «Варшавского моста», расположенного прямо на трассе М1 — Е30, посему нагрузка на него чуть меньше, ведь основной поток в Европу идет именно по «олимпийке». Тем не менее в сутки здесь проходит до 2.500 машин, в том числе около 300 грузовых. За смену через «Домачево» проходит до 12 партий товара. Обороты тоже немалые: до 500 миллионов рублей за 24 часа. При том, что в смене работают всего 4 — 5 сотрудников, и, помимо оформления водителей, которые ввозят грузы законно, заполняя декларацию, им нужно вычислить тех, кто ценный груз прячет под сиденья и глубже, дабы обойти пошлину.
— Большинство выбирают зеленый канал, — комментирует начальник поста Олег Бойко. — На въезд в страну наш сотрудник предупреждает водителя и пассажиров, рассказывает порядок растаможки грузов. Некоторые, даже выбрав зеленый, впоследствии могут оказаться на красном канале. Ситуации бывают разные. Например, недавно машина везла домашний кинотеатр. При осмотре коробки внутри было найдено 70 пар обуви... Перевозчики явно думали, что они умнее таможенника. Бывает, товар не скрывают, но в декларации занижают цену, чтобы не платить дополнительно. Например, ввозили как–то цифровой фотоаппарат. В Европе он стоит 2,5 тысячи евро. В документах люди указывают 1.900. Разумеется, инспекторам пришлось доказывать реальную стоимость.

Тех, кто вызывает особые подозрения, отправляют в бокс на углубленный досмотр. Что это такое, мне показали наглядно. Водителя «Пассата» с польскими номерами вежливо попросили проехать в небольшой бокс, где трое таможенников, подобно врачам на медкомиссии, осматривают каждый сантиметр машины, дабы поставить «диагноз».
— Бытовую технику, одежду, топливо, можно спрятать в конструктивных особенностях машины, — говорит Олег Бойко. — Например, в бампере могут сделать тайник для плейеров, флэшек, фотоаппаратов. Прячут в багажнике, в крыльях автомобиля, подшивке, под сиденьями и даже под половиками!
Осмотрев сверху, машину на подъемнике поднимают на полтора метра, а инспектор простукивает днище. Иные бесхитростно прикручивают груз прямо к днищу, те, кто поумнее, прячут в полостях. Но таможенники находят тайники и там. Глаз — алмаз!
Те, у кого нашли тайник или раскусили план по уменьшению веса, снижению цены товара, предпринимают последнюю попытку: навязчиво предлагают сотрудникам немного иностранных денег. Тут звучит ответ в стиле Верещагина: мзду не беру, за державу обидно. В этом году на Брестской таможне зафиксировано 180 фактов попытки дачи взятки. Наибольшую сумму предлагали 100 долларов. Антирекорд же установила пара из Германии, перевозившая этим летом одежду транзитом в Россию.
Во время взвешивания товара пассажирка намекнула таможеннику: мол, не стоит быть излишне бдительным, ведь есть финансовая альтернатива. Ответ инспектора был крайне отрицательным с последующим разъяснением барышне всей незаконности ее предложения, что, впрочем, женщину не остановило. Вскоре дама зашла в служебное помещение и положила на стол 10 евро со словами: «Это вам на чай». 10 евро, разумеется, меньше, чем стоимость растаможки товара. Но, к сожалению, наши таможенники к европейским традициям не приучены и чаевых не берут. В итоге на место происшествия были вызваны сотрудники отдела собственной безопасности и милиции. К слову, после осмотра транспорта и ручной клади было установлено, что товар соответствовал заявленным в декларации сведениям. Уплатив пошлину, супруги продолжили путешествие.
Ловушка для наркодилеров
Впрочем, борьба с незаконным ввозом товаров, равно как и с контрабандой, не заканчивается на границе. Более того, сотрудники правоохранительного блока таможни, как правило, работают внутри страны. Это направление включает четыре отдела: оперативно–поисковый, борьбы с контрабандой, таможенных расследований и кинологической службы. Все работают в тесной спайке, но функция у каждого своя.

Название отдела борьбы с контрабандой говорит само за себя. Его сотрудники действуют по оперативной информации. Задача — найти, установить и зафиксировать факт преступления.
— В подавляющем большинстве из запрещенных товаров к нам ввозят наркотики, — говорит заместитель начальника Брестской таможни Игорь Рудаков. — Из Голландии — марихуану, из Польши — амфетамин. Есть информация, что везут к нам их напрямую из Европы и через Украину.
Притом что наркотрафик — основная проблема на границе, именно по этой линии сложнее всего выявить канал поступления из–за хитроумных схем.
— Здесь важно, как оперативник построит свою работу, — продолжает Игорь Рудаков. — Конечно, не обходится без агентурных данных. Например, в Европу, где купить наркотики проще, выезжают люди, их же употребляющие.
Не последнее место в борьбе с наркотрафиком занимают кинологи. В начале этого года на Брестской таможне задержали авто. Собаки обнаружили в сиденье машины крупную партию «дури». Оказалось, мужчину использовали «втемную». Знакомые попросили перевезти сиденья из Польши. Тот согласился, за границей поставил их на свою машину и поехал домой. Оперативным путем удалось установить, кто и где должен забрать товар. Далее к делу подключились КГБ и ОМОН. Результат был предсказуем, а водитель суда избежал. Правда, несколько дней, увы, пришлось провести в изоляторе, ибо, как говорил Глеб Жеглов: наказания без вины не бывает.
Риск есть всегда
В особых случаях бойцы правоохранительного блока таможни работают в тесной связке вместе с другими ведомствами. К примеру, для задержаний опасных нарушителей, которым есть чем рисковать, часто привлекают подразделение милиции специального назначения. Но в ряде случаев обходятся и своими силами, поэтому таможенникам всегда приходится быть в форме. Парни тренируются как в бассейнах и залах городских спорткомплексов, так и на закрытых площадках БФСО «Динамо». Именно поэтому в таможенной структуре приветствуются владение навыками единоборств, так что несомненным плюсом в анкете кандидата на службу в отдел борьбы с контрабандой будет разряд по боксу или рукопашному бою.

На моих глазах несколько инспекторов как раз отрабатывали досмотр авто с опасным грузом и нештатную ситуацию. Как только собака обнаружила сверток с марихуаной (учебная закладка), условный контрабандист, оттолкнув таможенника дал ходу. Оказывается, такое случается. Кинолог незамедлительно командует собаке «фас» — и та в считанные секунды восстанавливает справедливость. Когда и водитель, и ретивые пассажиры поставлены лицом к микроавтобусу, начинается досмотр. Собака находит «дурь» не только в сумках, но и на теле «наркодилеров» — свертки привязанные скотчем к ногам. После этого парни с габаритами первых маргеловских призывников в ВДВ уводят подопечных для дальнейших разбирательств.
— Риск есть всегда, — говорит Игорь Рудаков. — Например, не так давно из поезда, который прибывает на станцию Брест–Центральный из Тересполя уже на нашей территории был замечен сброс товара. Контрабандисты таким образом передают его подельникам до попадания в зону таможенного контроля. К нам поступил сигнал, и сотрудники ОБК и военнослужащие погранвойск направились к брошенным сумкам. Люди, их подбиравшие бросились врассыпную, а те, кого мы пытались задержать оказали сопротивление. Пришлось применять силу, дабы их угомонить.
Были и другие случаи, например, когда в пункте пропуска таможенникам приходилось защелкнуть на запястьях задержанного наручники, чтобы раздеть и снять спрятанные предметы. К слову, в августе этого года один наркодилер таким образом попал в пикантную ситуацию — вез марихуану в собственном нижнем белье.
Прорвемся, опера!
И все-таки главное оружие таможенника — аналитический склад ума, ведь в оппонентах весьма образованные, юридически подкованные люди, прекрасно знающие, как обойти закон.

— Как раз сейчас оперативники отдела таможенных расследований ведут опрос лиц, которые по нашей информации перевозили через границу товары, задекларированные как для личного пользования, — комментирует Игорь Рудаков. — На деле же они вовлекались впоследствии в экономический оборот.
Сегодня эти махинации — головная боль для таможенников. Началось все с того, что в Беларусь, как известно, запретили ввозить частным лицам в год более одной вещи длительного пользования — например, телевизор или стиральную машину. Такая мера била по рукам частников, которые везли десятками бытовую технику из Европы как бы для себя, а затем продавали ее в своих торговых точках. Вскоре нашлась лазейка. Торговцы оформляют товар на знакомых людей, а затем, после прохождения границы, собирают все провезенное в одном месте. Те, кто на своем горбу тащил телевизор, получают за работу около 100 долларов (это все равно дешевле, чем растаможивать), а частник снова выставляет товар на продажу.
Чтобы пресечь махинации, работает так называемый посттаможенный контроль. Опера отслеживают перемещение товара внутри страны. Таможенник, к примеру, может зайти в фирму и потребовать соответствующие документы на товар, провести проверку. Не последнее место в выявлении нелегальных схем опять–таки занимает агентура... «Сдают своих же «работодателей», — поясняют специалисты.
Впрочем, есть и другие примеры аналитической работы. Как когда мы общались с руководством правоохранительного блока таможни, инспектора и опера изымали товар из контейнеров поезда, который шел транзитом в Европу из Китая. Перевозчики указали товар, который не соответствовал действительности (что именно везли, в интересах следствия пока не разглашается). Общая сумма левого груза — 4 — 5 миллиардов рублей.

— У нас есть достаточно возможностей, позволяющих провести проверку, чтобы пресечь ущерб государству впоследствии — объясняет Игорь Рудаков. — Например, в последнее время в Европу пошел вал левого «кожзама» из Китая. Казалось бы, какая нам разница, ведь везут не в нашу страну? А меж тем, существенная. Этот китайский товар со временем вернется к нам, только с переклеенными бирками: сделано в Италии, Германии или Франции... И это нанесет ущерб интересам не только страны в целом, но рядовых потребителей.