Самое популярное направление для предновогоднего шоппинга у белорусов — соседняя Польша. Накануне католического Рождества журналист выехал в пункт пропуска «Брест» и посмотрел, что везут перед праздниками в своем багаже автомобилисты и пассажиры автобусов, а также узнал, выгодными ли были «закупы».

«Проходят тысячи авто в сутки»
В пятницу после обеда накануне католического Рождества перед шлагбаумом на Варшавке не было ни одной машины — редкое зрелище. А вот в сторону Беларуси автомобили двигались беспрерывно. В основном все машины, пересекающие границу, — с белорусскими номерами. Изредка проезжают авто с кодом PL — польские гости.
— Те, кто возвращается в Беларусь, как правило, утром ехали в польские магазины, закупились, а сейчас едут обратно.
А вот автомобилей на выезд действительно не очень много: ведь рабочий день еще не закончился, — объясняют нам сотрудники таможни. — После 17.00 машин и маршруток здесь станет больше. И завтра, в субботу, желающих выехать в Польшу будет много — ведь это, пожалуй, единственный выходной день перед Рождеством, когда можно сделать покупки на рынке и в «склепах».
[imghttps://images.vfl.ru/ii/1628875689/f9d34ef8/35490460.jpg[/img]
Пропускной пункт «Брест» — самый большой на белорусской границе, через который двигаются легковушки, маршрутки и туристические автобусы. В страну автомобили въезжают по двум зеленым и восьми красным коридорам. По нормам здесь могут проезжать туда-обратно по 1350 транспортных средств в сутки, но таможенники нередко оформляют больше машин. Однако от этого очередь из белорусов, желающих выехать в Европу, меньше не становится.

— Летом у нас был рекорд: в сутки пропустили 2300 автомобилей в одну сторону, а обычное дело — это около 2000 транспортных средств. Причем машины и автобусы едут не только брестские — из всех областей Беларуси. Сейчас поток машин меньше, чем в отпускной период, но к Новому году их будет больше — типичная ситуация, мы к ней готовы, — отметили на таможне.
«Не можем мы пропустить в «исключительных случаях»
Нарушители встречаются на границе постоянно. Чаще всего это те, кто не укладывается в нормы по весу и стоимости провозимых товаров, везут ограниченные и запрещенные к провозу предметы — культурные ценности, наркотические и психотропные вещества. Нередко в багаже белорусов таможенники находят мясо, колбасу, фрукты и овощи, которые должны пройти фитосанитарный и ветеринарный контроль.
— С мясными изделиями надо становиться в красный коридор и предъявлять их на контроль ветеринару. Если готовая продукция весом не более 5 килограммов произведена в эпизоотически благополучной стране, в заводской упаковке, на которой есть вся информация о продукте — товар ввезти в Беларусь разрешат. Но если эти нормы не соблюдаются — продукция должна быть возвращена в Польшу, оставить ее на границе нельзя.

Конечно, автомобилисты нерадостно воспринимают новость о том, что им придется возвращаться обратно. Некоторыепытаются уговорить таможенников и ветврача «смилостивиться и пропустить», хватаются за сердце.
— Ну не можем мы «в исключительном случае» их пропустить, таких случаев, знаете сколько! А тем, кому становится «плохо», предлагаем вызвать скорую прямо на границу.
«Платим деньги и не считаем, все равно в Польше все дешевле»
Пока мы общались с таможенниками, на въезд в Беларусь то и дело прибывали новые автомобили и автобусы. Больше машин становилось в красные каналы: в каждом из восьми коридоров — по три легковушки.Почти все автомобилисты в обоих каналах — брестчане. Как правило, ездят в Польшу они регулярно, нормы по весу и стоимости перевозимых товаров уже давно «выбрали», поэтому багажники их были полупустыми и даже пустыми.
— Я очень часто мотаюсь в Польшу, мне нельзя много товара везти, — объяснил водитель синего седана, стоящего в зеленом коридоре. Все его покупки уместились на заднем сиденье авто.
Мужчина купил несколько небольших пакетов фруктов и овощей — «для дочки» и метровую искусственную елочку.
— Не знаю, дешевле, чем в Беларуси, мои покупки или нет — на цены особо не смотрю. Хотя в Польше все дешевле — можно не считать.